Не было сомнений, что 2010 год станет для украинского рынка непростым. Так и вышло: по данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, в ушедшем году украинцы купили всего 162595 новых легковых автомобилей – лишь на 304 машины больше, чем годом раньше.
Подсчитывать процентное соотношение просто смешно: по сравнению с 2009 годом продажи поднялись на 0,19%: полный застой! Некоторые дилеры занимались тем, что распродавали «докризисные» складские запасы машин 2008-09 годов выпуска, поэтому выйти за рамки «пессимистично» запланированных объемов продаж удалось немногим. Причины очевидны. Покупательская способность украинцев остается весьма низкой. Банки, оценивая последствия кризиса, «задешево» деньги уже не ссуживают: доля купленных в кредит машин составила всего 11,3%. Не шибко способствует увеличению продаж (точнее, покупок) и новоиспеченный налоговый кодекс.
На фоне общего разброда и шатаний сомнений не вызывало лишь абсолютное первенство марки Лада, которая уверенно сохранила свое лидерство в 2010 году. С долей в 15,3% Лада (24901) может еще долго не опасаться преследователей. В роли «внутрибрендового» лидера укрепилось семейство Самара-2 (5674 реализованных автомобилей), а продажи машин «десятого» семейства (4559) превысили результаты Приоры (4241). Следом идут «классика» (3027), Калина (2920) и «девятое» семейство (2336). Неплохим спросом пользовалась Лада21214 (2086), завоевавшая второе место в классе. Кроме того, продано 58 длиннобазных внедорожников 2131 4х4.
ЗАЗ (14900 автомобилей) окончательно простился с «таврическим» семейством: в декабре лифтбек Славута (3289) был снят с производства. В феврале стартует выпуск седанов и хэтчбеков Forza (суть Chery A13), но до тех пор в арсенале ЗАЗа- лишь Ланос (9460 сделок) и Сенс (2151).
Hyundai (13848) закончил год на третьем месте. Фаворитом снова оказался кроссовер Tucson (2304), преследуемый ушедшей с рынка моделью Accent (2073). Неплохо расходились Elantra (1766), Getz(1570), ix35 (1435), Sonata (1435), Santa Fe (1091) и i30 (960). Остальные продажи «на совести» моделей Matrix (503), i10(310), i20 (288), ix55 (53) иCoupe (23).
Toyota (10005) смогла отвоевать четвертое место по итогам года. В рейтинге потребительской популярности Corolla (2716) опередила Camry(1843), а Land Cruiser Prado (1422) обошел RAV4(1379). Для остальных моделей год прошел ни шатко ни валко: Avensis(615), Auris(595), Land Cruiser200(430) и Yaris (42). Недостаток обеспеченных поборников экологии сказался на продажах гибридомобиля Prius: вместо запланированных 120машин удалось реализовать 46экземпляров – но и это, признаемся честно, неплохой результат. Неофициальные дилеры умудрились продать немного заокеанских моделей Venza (469) иSequoia (109).
Chevrolet (8812) замкнул пятерку сильнейших брендов. Вне конкуренции – семейство Aveo (5079 машин или 58% продаж). Остальное – на счету моделей Lacetti (1636), Epica (594), Cruze (500), Captiva (135). Кроме того, продано 846 полноприводников Chevy Niva. У «серых» дилеров пользовалось определенным спросом купе Camaro(15).
Марка Chery (8557) задержалась в первой десятке благодаря скидкам и рестайлинговым версиям давно знакомых моделей. Старт продаж семейства M11 (33 машины) впечатляющим не назовешь, не сделали погоды седаны и хэтчбеки А13 (40). Самым востребованным оказался Amulet (2811), продажи которого призвана поддержать появившаяся недавно рестайлинговая версия. В начале нынешнего года обновились кроссовер Tiggo (1908) с седаном Elara (209), а вот Kimo (1651), Jaggi (897), QQ (820) и Eastar (183) пока будут продаваться без изменений.
Renault (8527) – прорыв года: чтобы занять шестую строку табели о рангах, французам не хватило трех десятков машин! Нынешним своим положением марка обязана семейству Logan (4978)/Sandero (801). Не подкачал и успешно стартовавший Duster (964). Не столь велик спрос на модели Fluence (593) и Symbol (493) турецкого производства, совсем мал – на «этнических французов» Koleos (272), Megane (222), Scenic (114) и Laguna (74). Продажи седана Latitude (15) стартовали уже под занавес года.
В салонах дилеров Ford (7829) распродажи и скидки длились достаточно долго, чтобы по итогам года обеспечить марке восьмое место. Ударная сила «голубого овала» – Focus (2721) и Fusion (2514). Лучшим из компактвэнов стал Focus C-MAX (734), а вот Kuga (650), Mondeo (609) и Fiesta (530) в своих сегментах выдающихся успехов не продемонстрировали.
Не смогла подняться выше девятого места марка Mitsubishi (7784). Наиболее привлекательными приобретениями оказались Lancer X (2332) и Outlander XL (1353). Кроссовер ASX (625) быстро оказался на третьей ступеньке. Во втором рыночном эшелоне положение таково: Galant (581), L200 (542), Lancer (537), Outlander (399), Colt (188), Grandis (135). Новый рамный внедорожник Pajero Sport (538) умудрился на финишной линии обойти более комфортного и дорого сородича Pajero Wagon (533).
Skoda (7476) замкнула первую десятку рейтинга. Солирует Octavia (4275 автомобилей, первое место в классе С+). В группе поддержки – Fabia (1706), Superb (640), Octavia Tour (481), Roomster (201), Yeti (169) и Octavia Scout (4).
Kia (7294) не смогла прорваться в Топ-10, хотя кварталом раньше марка боролась за седьмое место: таковы последствия дефицита машин на складах! Единоличного лидера здесь нет: практически вровень идут Rio (1233), Cerato (1167) и Sorento (1071). Плотная группа «второго плана»- это Soul (919), Sportage (725), c`eed (665) и Magentis (580). Не так заметны Carens (201), Mohave (157), Picanto (98) и компактный, но недешевый однообъемник Venga (74). Продажи минивэна Carnival (150) завершились еще весной, но созданного задела хватило, чтобы удержать первенство в своем сегменте. А Cerato Koup (253) оказался лучшим в зачете купе.
Бестселлером модельного ряда Nissan (5558) оказался кроссовер Qashqai (1589), сражающийся за покупателя под прикрытием хэтчбека Note (816), кроссовера X-Trail (729) и семейства Tiida (710). Неплохо расходилась Micra (450), а вот Teana (237) так и не стала грозой конкурентов в классе E+. Невелики продажи больших кроссоверов и пикапов: это Navara (111), Pathfinder (89), Murano (85), NP300 (39) и Patrol предыдущего поколения (36).
В стане марки Volkswagen (4718) пришел конец единоличной гегемонии Пассата (1229): кроссовер Tiguan (1182) продается лишь немногим хуже лидера сегмента D+. Неплохо берут Golf (813), Polo (658) и Touareg (422), чего не скажешь о моделях Jetta (212), Touran (122), Scirocco (38), Amarok (32), Sharan (5) и Eos (3).
В салонах дилеров Geely (4098) пользовались стабильным спросом седаны CK (2072), MK (1613), FC (113) и хэтчбек MK-2 (299).
Оправдались ставки представительства фирмы Honda (3223) на CR-V (1311) и Accord (1004). Видное место среди конкурентов по рыночному сегменту занял Pilot (411). За пределами первой тройки – Civic (341), Jazz (113), поставляемый исключительно «по-серому» универсал Accord CrossTour (20), а также седан Legend (13) и провалившееся гибридное купе CR-Z (6).
В активе Daewoo (3109) до сих пор числятся 44 седана Ланос, который нынче выпускается под маркой ЗАЗ – а доход узбекскому производителю по-прежнему приносят хэтчбек Matiz (1533) и седан Nexia (1532).
Больше 60% продаж автомобилей Mazda (2597) пришлось на семейства Mazda6 (889) и Mazda3 (693), значительно оторвавшихся от моделей Mazda2 (145), Mazda5 (110), пикапа BT-50 (40) и кроссоверов CX-7 (549) и CX-9 (171).
А марке SsangYong (2545) львиную долю продаж обеспечил внедорожник Kyron (1548), который, обскакав Mitsubishi Outlander XL, взял первое место в нише среднеразмерных кроссоверов. Сопоставимы успехи моделей Rexton (508) и Actyon (486). Большие надежды возлагаются на новый Korando: план на нынешний год – 1000 машин. Минивэн Rodius (2) снят с продаж, а вот пикап Actyon Sports (1) в этом году вновь попытаются вывести на рынок.
Subaru (1764) и Suzuki (1763) закончили год с микроскопическим «разбегом». Следом за кроссовером Forester (930) еле поспевал Outback (537). Остальные модели – Legacy (149) и Impreza (140) – безнадежно отстали, а полноразмерный кроссовер Tribeca (8) так и не смог вернуться на украинский рынок.
«Гранд» в стане Suzuki – полноприводник Grand Vitara (940). Во втором «эшелоне» – семейство SX4 (продано 509 кроссоверов и 108 седанов). Следом- Jimny (84), Swift (72) и вяло стартовавший хэтчбек Splash (49). На счету кроссовера XL7 – всего одна сделка.
Peugeot (1257 проданных машин и 24-е место рейтинга) замкнул список марок, которым в 2010 году удалось реализовать более 1000 автомобилей. Citroen (305) не столь успешен, хотя по сравнению с 2009 годом продажи «двойного шеврона» выросли в полтора раза.
Относительно неплохо показал себя Fiat (904): впереди Linea (306) и Grande Punto (224), а на подхвате – Albea (138), Punto (126), «пятисотка» (46), Panda (40), Bravo (18) и Cedici (5).
А вот Opel (669) все никак не выберется из ямы, в которую угодил «благодаря» неоправданно высоким ценам на новые модели. Безнадежно «хромают» продажи моделей Insignia (204), Astra (221) и Corsa (124), исчезающе мал спрос на компактвэны Zafira (58) и Meriva (41).
В авангарде марки Seat (515)- модели Leon (154) и Cordoba (133), к которым подтянулась Ibiza (129). А вот Altea (67) и Toledo (32), что называется, «не зажгли».
О прочих «отстающих» и сказать особо нечего: марки Samand (215), УАЗ (191), Changhe (183), Daihatsu (177), Lifan (173) и Alfa Romeo (118) остаются нишевыми и даже по-своему экзотическими.
Премиум-сегмент пошел на поправку еще летом, а к концу года доля дорогих машин класса F+ в общей массе проданных легковушек составила 0,48%: почти вдвое больше, чем годом раньше (0,27%)! Безусловный лидер «премиума» – Lexus (2117). В «призовую» тройку вошли Mercedes-Benz (1660) и BMW (1362). В догоняющих – Audi (988), Land Rover (696), Infiniti (413), Porsche (406), Volvo (250) и Acura (151).
Лидеры украинского рынка новых автомобилей в 2010 году, шт. (в сравнении с 2009 годом) |
||
Марка |
2010 год |
2009 год |
Лада | 24901 | 32447 |
ЗАЗ | 14900 | 9379 |
Hyundai | 13848 | 13202 |
Toyota | 10005 | 8560 |
Chevrolet | 8812 | 9375 |
Chery | 8557 | 8483 |
Renault | 8529 | 3512 |
Ford | 7829 | 3349 |
Mitsubishi | 7784 | 7430 |
Skoda | 7476 | 6653 |
Kia | 7294 | 8036 |
Nissan | 5558 | 5911 |
Volkswagen | 4718 | 4667 |
Geely | 4098 | 4671 |
Honda | 3223 | 5038 |
Daewoo | 3109 | 4843 |
Mazda | 2597 | 3328 |
SsangYong | 2545 | 1289 |
Lexus | 2117 | 1296 |
Subaru | 1764 | 1956 |
Suzuki | 1763 | 2881 |
Mercedes-Benz | 1660 | 1401 |
BMW | 1362 | 833 |
Peugeot | 1257 | 571 |
Audi | 988 | 679 |
Fiat | 904 | 558 |
Land Rover | 696 | 270 |
Opel | 669 | 2337 |
Seat | 515 | 1248 |
Infiniti | 413 | 420 |
Porsche | 406 | 282 |
Другие | 2298 | 7386 |
Всего |
162595 |
162291 |
Индивидуальный зачет: лидеры продаж, шт. |
||
Марка |
Модель |
Кол-во проданных автомобилей |
ЗАЗ | Lanos | 9460 |
Chevrolet | Aveo | 5079 |
Renault | Logan | 4978 |
Skoda | Octavia A5 | 4275 |
Лада | 2115 | 3871 |
ЗАЗ | 1103 | 3289 |
Chery | Amulet | 2811 |
Лада | 2110 | 2794 |
Лада | 2107 | 2775 |
Ford | Focus | 2721 |
Toyota | Corolla | 2716 |
Ford | Fusion | 2514 |
Mitsubishi | Lancer X | 2332 |
Hyundai | Tucson | 2304 |
ЗАЗ | Sens | 2151 |
Лада | 21214 | 2086 |
Hyundai | Accent | 2073 |
Geely | CK | 2072 |
Chery | Tiggo | 1908 |
Toyota | Camry | 1843 |
Лада | 2171 Приора | 1841 |
Hyundai | Elantra | 1766 |
Лада | 2111 | 1765 |
Skoda | Fabia | 1706 |
Лада | 21099 | 1667 |
Chery | Kimo | 1651 |
Chevrolet | Nubira/Lacetti | 1636 |
Лада | 1117 | 1636 |
Лада | 2170 Приора | 1614 |
Geely | MK | 1613 |
Nissan | Qashqai | 1589 |
Hyundai | Getz | 1570 |
SsangYong | Kyron | 1548 |
Daewoo | Matiz | 1533 |
Daewoo | Nexia | 1532 |
Hyundai | Sonata | 1435 |
Hyundai | ix35 | 1435 |
Toyota | Land Cruiser Prado | 1422 |
Toyota | RAV4 | 1379 |
Mitsubishi | Outlander XL | 1353 |
Лада | 2114 | 1346 |
Рейтинг популярности. Легковые автомобили |
|||
Класс А+ |
|||
Четырех- и пятиместные легковые автомобили длиной до 3700 мм и шириной до 1600 мм | |||
Модель |
2010 год |
2009 год |
|
Chery Kimo | 1651 | 780 | |
Daewoo Matiz | 1533 | 1239 | |
Chery QQ | 820 | 946 | |
Hyundai i10 | 310 | 320 | |
Changhe Ideal | 183 | 192 | |
Класс B+ |
|||
Пятиместные легковые автомобили длиной от 3700 мм до 4300 мм и шириной до 1700 мм | |||
Модель |
2010 год |
2009 год |
|
Daewoo Lanos/ ЗАЗ Sens | 11655 | 8572 | |
Chevrolet Aveo | 5079 | 5159 | |
Renault Logan | 4978 | 1389 | |
Лада Самара-2 | 5674 | 4989 | |
Лада 2110, 2111, 2112 | 4559 | 7263 | |
Класс C+ |
|||
Пятиместные легковые автомобили длиной от 4200 мм до 4500 мм и шириной от 1700 мм до 1800 мм | |||
Модель |
2010 год |
2009 год |
|
Skoda Octavia | 4275 | 2124 | |
Chery Amulet | 2811 | 1651 | |
Ford Focus | 2721 | 1021 | |
Toyota Corolla | 2716 | 1938 | |
Mitsubishi Lancer X | 2332 | 2320 | |
Класс D+ |
|||
Пятиместные легковые автомобили длиной от 4500 мм до 4800 мм и шириной от 1700 мм до 1800 мм | |||
Модель |
2010 год |
2009 год |
|
Volkswagen Passat | 1229 | 1039 | |
Honda Accord | 1004 | 1663 | |
Mazda6 | 889 | 876 | |
Toyota Avensis | 615 | 699 | |
Ford Mondeo | 609 | 156 | |
Класс E+ |
|||
Пятиместные легковые автомобили длиной от 4800 мм до 5000 мм и шириной более 1800 мм | |||
Модель |
2010 год |
2009 год |
|
Toyota Camry | 1843 | 2323 | |
Hyundai Sonata | 1435 | 1252 | |
Skoda Superb | 640 | 407 | |
Mitsubishi Galant | 581 | 446 | |
Nissan Teana | 237 | 296 | |
Класс F+ |
|||
Четырех- или пятиместные легковые автомобили длиной более 5000 мм и шириной более 1800 мм | |||
Модель |
2010 год |
2009 год |
|
Mercedes-Benz S-класса | 419 | 223 | |
Porsche Panamera | 112 | 18 | |
BMW 7-й серии | 101 | 50 | |
Lexus LS | 79 | 89 | |
Audi A8 | 38 | 24 | |
Купе и кабриолеты |
|||
Четырех- или пятиместные легковые автомобили длиной более 5000 мм и шириной более 1800 мм | |||
Модель |
2010 год |
2009 год |
|
Kia Cerato Koup | 253 | 11 | |
Audi A5/S5 | 68 | 43 | |
Mercedes-Benz E-класса купе | 49 | 5 | |
Volkswagen Scirocco | 38 | 39 | |
Hyundai Coupe | 23 | 74 |
Рейтинг популярности. |
|||
Легковые автомобили повышенной вместимости |
|||
Компактвэны |
|||
Пяти- или семиместные универсалы или однообъемники длиной от 4250 мм до 4600 мм, шириной от 1750 до 1850 мм и высотой от 1550 мм до 1650 мм | |||
Модель |
2010 год |
2009 год |
|
Ford Focus C-MAX | 734 | 173 | |
Hyundai Matrix | 503 | 520 | |
Kia Carens | 201 | 706 | |
Peugeot 3008 | 140 | – | |
Volkswagen Touran | 122 | 134 | |
Минивэны |
|||
Пяти- или семиместные универсалы или однообъемники длиной более 4600 мм, шириной более 1850 мм и высотой более 1650 мм | |||
Модель |
2010 год |
2009 год |
|
Kia Carnival | 150 | 111 | |
Mitsubishi Grandis | 135 | 225 | |
Volkswagen Sharan | 5 | 11 | |
Mercedes-Benz R-класс | 3 | 5 | |
Ford Galaxy | 2 | 10 |
Рейтинг популярности. Кроссоверы, внедорожники и пикапы |
|||
Компактные кроссоверы и внедорожники |
|||
Модель |
2010 год |
2009 год |
|
Hyundai Tucson | 2304 | 2821 | |
Лада 21214 | 2086 | 1735 | |
Chery Tiggo | 1908 | 1211 | |
Nissan Qashqai | 1589 | 913 | |
Hyundai ix35 | 1435 | – | |
Среднеразмерные кроссоверы и внедорожники |
|||
Модель |
2010 год |
2009 год |
|
SsangYong Kyron | 1548 | 482 | |
Mitsubishi Outlander XL | 1353 | 1139 | |
Lexus RX/RXh | 1107 | 495 | |
Hyundai Santa Fe | 1091 | 699 | |
Kia Sorento | 1071 | 968 | |
Полноразмерные кроссоверы и внедорожники |
|||
Модель |
2010 год |
2009 год |
|
Toyota Land Cruiser Prado | 1422 | 902 | |
Mitsubishi Pajero | 533 | 878 | |
Toyota Land Cruiser 200 | 430 | 371 | |
Honda Pilot | 411 | 380 | |
BMW X5 | 390 | 239 | |
Пикапы |
|||
Модель |
2010 год |
2009 год |
|
Mitsubishi L200 | 542 | 607 | |
Nissan Navara | 111 | 103 | |
Toyota Hilux | 62 | 6 | |
Mazda BT-50 | 40 | 23 | |
Nissan NP300 | 39 | 38 |
Геннадий Четверухин
Коммерческий директор компании Хюндай Моторс Украина:
– Стоит ли роптать, заняв третье место на рынке и перевыполнив собственный план продаж? Но и нам было нелегко: лишь весной удалось дораспродать машины из числа «докризисных» поставок. С тех пор стараемся не «морозить» средства, избегая перезаказов. Ритмичные поставки машин плюс грамотная реклама- вот залог удачного завершения года.
2011 год будет богат на новинки. В феврале в шоу-румах появится седан Solaris, вскоре после того начнется и прием заказов. В июне ждите новую Элантру, а чуть позже- новое поколение седана Grandeur. Появятся на рынке универсал i40 и однообъемник ix20, но ставку на них мы делать не будем – в силу ограниченного спроса на подобные модели.
Ярослав Вовк
Директор департамента маркетинга и рекламы компании Торговый дом – Нико, официального импортера Mitsubishi Motors:
– Рынок повторил результат предыдущего года. Однако если 2009-й прошел под знаком «тотальных распродаж» складов, то в 2010 году большинство импортеров и дилеров вынуждены были повышать цены. Радует динамика второго полугодия: продажи на 19% превысили показатели аналогичного периода предыдущего года- не в последнюю очередь благодаря некоторому возобновлению кредитования.
В наступившем году мы планируем реализовать 10000 автомобилей: хорошим заделом для достижения этого результата станет специальное предложение на машины 2010 года выпуска, для которых до конца февраля будут установлены весьма привлекательные цены. Наш прогноз в общем по рынку на 2011 год – около 190 тысяч автомобилей.