Российский авторынок возвращается к докризисной динамике роста. В первом квартале 2011 года продано 486 тысяч легковых машин – на 79% больше, чем годом ранее! Причем даже без учета «утилизационных» продаж спрос увеличился более чем в полтора раза.
На фоне провального первого квартала 2010 года нынешние три месяца рекордные – по темпам роста мы обогнали даже Казахстан (плюс 76%), Украину (44%), Индию (30%) и США (20%)! По госпрограмме утилизации старых машин за первые три месяца было продано около 80 тысяч легковых автомобилей (в марте 2010 года было 10 тысяч машин). Но «естественный» прирост оказался гораздо больше – плюс 55%, или 144 тысячи новых автомобилей.
Как и прежде, более четверти рынка занимают автомобили Лада (127650, плюс 78%). Почти половина машин куплена по программе утилизации автостарья, причем лидирует дешевая «классика» (35032 автомобиля, включая 6399 универсалов ВАЗ-2104 ижевской сборки). На второе место вырвалась Калина (31171), далее идут Приора (28192), Самара (20865) и старая Нива (12390).
Почти вдвое лучше стали продаваться УАЗы (6068), хотя в январе все модели заметно подорожали. Лидирует дуэт Патриот/Патриот Спорт (3506), за ним идет трио моделей Хантер, 469 и 3151 (2109 машин), а в хвосте – Пикап (453).
ГАЗ окончательно покинул «легковой» рынок – в январе проданы последние семь седанов Volga Siber.
Лидер среди иномарок прежний: Chevrolet (31003) с полуторакратной прибавкой. Растущим спросом пользуется Niva (10159), скидки помогают продавать Lacetti (7913) и Aveo (6018), набирает обороты Cruze (5013).
На третьем месте абсолютного рейтинга – Renault (30973), хотя с учетом коммерческих моделей французская компания все-таки опережает Chevrolet. Причем спрос на Logan (17954) и Sandero (7992) по-прежнему ограничен возможностями Автофрамоса. Из остальных моделей преуспели только Fluence (2560) и Megane (1238).
У Kia четвертое место в «абсолюте»: 30250 машин и рост на 71%. Более половины спроса пришлось на недорогие модели Rio (9057) и cee`d (7096). Гораздо лучше стал продаваться Cerato (4955), а новый Sportage (3968) вышел на уровень более доступного предшественника.
Nissan (27543) с ростом продаж в 2,6 раза поднялся с девятого на пятое место рейтинга, причем спрос на некоторые модели ограничивался нехваткой машин. Qashqai (8022) лидирует среди компактных кроссоверов, а наибольшую прибавку показала Tiida (4969).
Hyundai (27208): прибавку на 61% обеспечил сверхуспешный старт седана Solaris – менее чем за два месяца продано 10168 машин. На втором месте – ожидающая замены Elantra (3706).
Toyota (26925) сохранила седьмое место абсолютного рейтинга: продажи выросли более чем вдвое. Вновь набирают популярность RAV4 (7019) и Corolla (6366), а Camry (4263) и Land Cruiser 200 (2381) по-прежнему лидируют в своих классах.
Ford (19852) со скромной прибавкой на 40% скатился с шестого места на восьмое. Focus (15343) пока остается бестселлером гольф-класса, а Mondeo (2627) занял второе место в классе D+, но остальные модели продаются вяло.
Daewoo (18152): продажи устаревших корейских моделей Nexia (10802) и Matiz (7350) увеличились на 67%.
Volkswagen (17731), как и год назад, замыкает десятку лидеров рынка. Спрос на Polo (8027 седанов и хэтчбеков) намного превышает предложение, хорошо продаются Tiguan (3207) и Touareg (1783).
Из остальных марок перешагнуть рубеж в 10 тысяч машин смогли только Mitsubishi (14516), Skoda (13415) и Opel (12117), причем обе европейские марки увеличили продажи вдвое, а сбыт автомобилей Mitsubishi после резкого кризисного падения вырос более чем в три раза! У марок Mazda (9062), Suzuki (8298) и Peugeot (7543) рост на 52-82%. Citroen (4933) и Fiat (2668) благодаря скидкам на самые ходовые модели закончили квартал с ростом продаж в 2,5 раза, а вот Honda (3925) из-за нехватки машин зафиксировала падение на 1,4%. Двукратный рост продаж внедорожников SsangYong (3574) обеспечили старые модели – кроссоверы Actyon второго поколения (249) появились у дилеров только в марте. Понемногу растут продажи автомобилей ZAZ (3228) и Subaru (2501), Лады украинской сборки под маркой Богдан (1751) раскупаются вяло, а в хвосте рейтинга плетутся Tagaz (601), Seat (242), Jeep (224), Dodge (41) и Chrysler (24).
Продажи китайских машин растут даже быстрее рынка – в сумме продано 7867 автомобилей, в два с лишним раза больше, чем годом ранее. Лидером в первом квартале стал Lifan (2697) – благодаря растущему спросу на недорогой седан Solano (2082). Прогрессируют Vortex (1829), Great Wall (1185) и Geely (595), постепенно раскручивается Haima (651), а Chery (910) испытывает проблемы с поставками.
В премиум-сегменте с третьего на первое место благодаря удачной ценовой политике вырвался Mercedes-Benz (5363) с прибавкой на 86%, а новый E-класс (1580) возглавил рейтинг премиум-моделей. Следом идут BMW (4959) и Audi (4413) – они увеличили продажи «всего» на 10-12%. Зато самым популярным представительским седаном по итогам первого квартала стала «семерка» BMW (436). Lexus (3051) и Infiniti (1966) зафиксировали более чем двукратный рост продаж, сбыт автомобилей Cadillac (421) улучшился на 96%, прибавка у Volvo (2545) и Porsche (362) – плюс 69-74%, причем у всех этих марок катализаторами спроса оказались кроссоверы и внедорожники. А вот чисто «внедорожная» марка Land Rover (2674) улучшила показатель годичной давности только на 43%. Замыкают рейтинг премиум-сегмента Mini (239) и Jaguar (200) с ростом на 38-39%.
Что дальше? Вряд ли стоит ожидать столь же бурного роста, но спрос остается ненасыщенным. Вдобавок правительство одобрило четвертый этап льготной утилизации, так что у России есть все шансы к концу года перешагнуть двухмиллионную отметку.
Самые продаваемые автомобили в России в первом квартале 2011 года, шт. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Лада 2104-07 |
35032 |
Renault Logan |
17954 |
Hyundai Solaris |
10168 |
Лада Калина |
31171 |
Ford Focus |
15343 |
Chevrolet Niva |
10159 |
Лада Приора |
28192 |
Лада 4×4 |
12390 |
Kia Rio |
9057 |
Лада Самара |
20865 |
Daewoo Nexia |
10802 |
Volkswagen Polo |
8027 |
Nissan Qashqai |
8022 |
Daewoo Matiz |
7350 |
Renault Sandero |
7992 |
Kia cee’d |
7096 |
Chevrolet Lacetti |
7913 |
Toyota RAV4 |
7019 |
Skoda Octavia |
7719 |
Toyota Corolla |
6366 |
||
Российские продажи новых автомобилей официальными дилерами в первом квартале 2011 года (в сравнении с первым кварталом 2010 года) | ||||
---|---|---|---|---|
Марки | I кв. 2011 г. | I кв. 2010 г. | Динамика, % | Доля рынка*, % |
Лада | 127650 | 71650 | +78,2% | 26,26% |
Chevrolet | 31003 | 20539 | +50,9% | 6,38% |
Renault | 30973 | 15925 | +94,5% | 6,37% |
Kia | 30250 | 17659 | +71,3% | 6,22% |
Nissan | 27543 | 10431 | +164,0% | 5,67% |
Hyundai | 27208 | 16862 | +61,4% | 5,60% |
Toyota | 26925 | 12038 | +123,7% | 5,54% |
Ford | 19852 | 14179 | +40,0% | 4,08% |
Daewoo | 18152 | 10886 | +66,7% | 3,73% |
Volkswagen | 17731 | 8919 | +98,8% | 3,65% |
Mitsubishi | 14516 | 4647 | +212,4% | 2,99% |
Skoda | 13415 | 6960 | +92,7% | 2,76% |
Opel | 12117 | 5887 | +105,8% | 2,49% |
Mazda | 9062 | 4980 | +82,0% | 1,86% |
Suzuki | 8298 | 4915 | +68,8% | 1,71% |
Peugeot | 7543 | 4948 | +52,4% | 1,55% |
УАЗ | 6068 | 3109 | +95,2% | 1,25% |
Mercedes-Benz | 5363 | 2878 | +86,3% | 1,10% |
BMW | 4959 | 4495 | +10,3% | 1,02% |
Citroen | 4933 | 2003 | +146,3% | 1,01% |
Audi | 4413 | 3958 | +11,5% | 0,91% |
Honda | 3925 | 3982 | -1,4% | 0,81% |
SsangYong | 3574 | 1805 | +98,0% | 0,74% |
ZAZ | 3228 | 2041 | +58,2% | 0,66% |
Lexus | 3051 | 1343 | +127,2% | 0,63% |
Lifan | 2697 | 656 | +311,1% | 0,55% |
Land Rover | 2674 | 1869 | +43,1% | 0,55% |
Fiat | 2668 | 997 | +167,6% | 0,55% |
Volvo | 2545 | 1461 | +74,2% | 0,52% |
Subaru | 2501 | 1807 | +38,4% | 0,51% |
Infiniti | 1966 | 890 | +120,9% | 0,40% |
Vortex | 1829 | 1052 | +73,9% | 0,38% |
Богдан | 1751 | – | – | 0,36% |
Great Wall | 1185 | 418 | +183,5% | 0,24% |
Chery | 910 | 1550 | -41,3% | 0,19% |
Haima | 651 | – | – | 0,13% |
Tagaz | 601 | 2276 | -73,6% | 0,12% |
Geely | 595 | 506 | +17,6% | 0,12% |
Cadillac | 421 | 215 | +95,8% | 0,09% |
Porsche | 362 | 214 | +69,2% | 0,07% |
Seat | 242 | 180 | +34,4% | 0,05% |
Mini | 239 | 173 | +38,2% | 0,05% |
Jeep | 224 | 114 | +96,5% | 0,05% |
Jaguar | 200 | 144 | +38,9% | 0,04% |
Dodge | 41 | 53 | -22,6% | 0,01% |
Chrysler | 24 | 54 | -55,6% | 0,01% |
ГАЗ | 7 | 340 | -97,9% | 0,00% |
другие | 100** | 400** | -75,0% | 0,02% |
* Зеленая стрелка – увеличение доли рынка, красная – уменьшение ** По оценке Авторевю |