Как продаются в России мотоциклы с учетом спада на автомобильном рынке?

Российский автомобильный рынок даже с учетом спада остается третьим по величине в Европе. А как продаются в России мотоциклы?

На фоне автомобильного рынка результаты сбыта мотоциклов нужно рассматривать в микроскоп: за прошлый год в России продано всего около 12 тысяч единиц двухколесной (или трехколесной) техники. Почти в 250 раз меньше по сравнению с автомобилями! В США ежегодно продается в 40 раз больше мотоциклов и скутеров, а в Италии, к примеру, — в 15 раз больше.

Но если авторынок России за все годы его существования с начала перестройки и до наших дней переживал и взлеты, и падения, то продажи подобной техники у нас пока что только растут. Первым официальным импортером двухколесных иномарок в России стала компания Пан­авто — в 1992 году она начала продажи мотоциклов Yamaha. Спустя четыре года, в 1996 году, «в белую» начали продавать мотоциклы BMW, а сейчас в России официально представлены почти все мировые производители мототехники. Некоторые марки, например, Triumph и Ducati, по-прежнему представляют у нас небольшие частные компании. Если Yamaha имеет более 120 салонов в России, то мотоциклы BMW продают всего 16 дилеров в 8 городах России, мотоциклы Ducati также можно купить лишь в 8 городах.

К сожалению, точные данные о продажах мототехники получить крайне непросто. Даже информация из ГИБДД помогает не всегда: не все мотоциклы ставятся на учет, особенно спортивные. Но нам удалось получить цельную картину, где учтены продажи всей техники, подпадающей под российское определение мотоцикла, то есть с двигателями рабочим объемом свыше 50 см3. А это не только дорожные мотоциклы, но и скутеры, и внедорожные двухколесные аппараты.

Лидером продаж в России была и остается Yamaha: в 2013 году реализовано около 4000 мотоциклов. Правда, более половины из них — мотоциклы начального уровня YBR125 ценой менее 90000 руб. Второе место уверенно занимает Kawasaki — около 2000 мотоциклов, из которых более 800 составили малокубатурные аппараты с двигателями объемом менее 300 см3. На третьей позиции — BMW: 1725 штук. Поскольку вся двухколесная техника BMW оснащается двигателями рабочим объемом более 600 см3, по продажам крупнокубатурных аппаратов баварцы лидируют. Обычный ценник за BMW с двумя колесами немногим меньше, чем средняя цена купленного в России автомобиля — около 700 тысяч рублей.

Доли сегментов рынка новых мотоциклов в 2013 году

Honda немного отстает от тройки лидеров: в прошлом году было продано 1540 мотоциклов, из которых малокубатурных лишь чуть более сотни. Активно захватывают рынок австрийские мотоциклы КТМ: за три года объем их продаж вырос с около 200 до более чем 900! Не отстает и «американская легенда»: если в 2010 году в России продали около двух с половиной сотен мотоциклов Harley-Davidson, то в 2013 их было почти 900. Из оптимистичного ряда выбивается только Suzuki: за весь 2013 год — менее 250 мотоциклов при том, что в 2009 году было реализовано вчетверо больше.

В целом, за минувшие пять лет мотоциклетный рынок России вырос более чем вдвое. А десять лет назад «белых» мотоциклов продавалось почти в пять раз меньше.

За первую половину нынешнего года положительная динамика сохранилась, но стала скромнее: рост продаж — 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лидером в общем зачете по-прежнему остается Yamaha (около 2800 мотоциклов), на второе место вырвалась марка BMW (1425 мотоциклов, +10%). Продажи у Kawasaki просели с 1420 до 846 единиц: поставки этих мотоциклов ведутся через страны Европы и жестко «привязаны» к курсу евро. На освободившееся третье место вышла Honda: почти тысяча проданных мотоциклов и, увы, нулевой рост. А самая пассионарная марка на рынке — KTM: продажи «оранжевых» выросли на 44% (654 мотоцикла).

Подает признаки жизни и Suzuki: покупателей нашли 250 мотоциклов, это на 70 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Правда, в основном это «залежалые» аппараты, продающиеся по сниженным ценам.

Продажи мотоциклов в 2013 году в процентах от годового объема

Кстати, сезонность в продажах мотоциклов выражена очень ярко: в период с марта по июнь расходится около двух третей продаваемых за год мотоциклов. Причем в силу специфики российского рынка многие дистрибьюторы не торопятся ввозить технику нового модельного года зимой. Дело в том, что в мотоцик­летном VIN-номере не «зашиты» данные о годе выпуска, и таможенники руководствуются простым правилом: вся техника, пришедшая на границу ранее марта, записывается как «прошлогодняя».

А какая двухколесная техника популярнее?

Около десяти лет назад лидерами продаж в России были круизеры, чуть позже пришла мода на скорость и спортбайки, но в результате российский моторынок приблизился к европейским стандартам. Основной объем продаж — практически треть — приходится на дорожные мотоциклы разного калибра. Набирают популярность туристические эндуро (около 20%) и недорогая малокубатурная техника. Постоянно растет доля макси-скутеров — на сегодня это менее 10% от общего объема продаж. Не снижается популярность «асфальтовых» туристичес­ких аппаратов — их продажи стабильно держатся на уровне 15%. А вот доля некогда популярных спортбайков сейчас составляет лишь около 10% от общего объема. Продажи всех японских круизеров не дотягивают и до 5%, но Harley-Davidson в 2013 году захватил 8% от суммарного объема продаж мотоциклов. Вообще, доля дорогих аппаратов марок BMW, Ducati, Harley-Davidson и KTM на рынке растет быстрее, чем у японских компаний. Вдобавок на российский рынок вышли новые североамериканские производители мотоциклов Indian и Victory, чьи ценники на мотоциклы обычно удивляют семизначными числами.

То есть мотоцикл в России все чаще становится предметом роскоши, а не средством передвижения. Так что рост рынка двухколесной техники на фоне падения продаж массовых автомобилей можно объяснить еще и этим, ведь так называемого премиум-сегмента кризис коснется в последнюю очередь.

Стрит KTM 200 Duke Городской мотоцикл классической компоновки. Двигатель зачастую дефорсирован для получения более ровной характеристики, наличие обтекателя на таком мотоцикле вторично

Спортбайк BMW S1000RR Мотоцикл, ориентированный в первую очередь на высокие результаты на треке. Максимальная энерговооруженность, прецизионная управляемость, самые современные технологии

Туристический эндуро BMW R1200GS Мотоцикл для дальних путешествий вне зависимости от качества (и даже наличия) дорог. Длинноходная подвес­ка, колеса большего диаметра и вмес­тительный бензобак

Кросс, эндуро KTM 500 EXC Техника для внедорожного спорта. Поставляется преимущественно без ПТС, так как не предназначена для эксплуатации на дорогах общего пользования

Круизер, кастом Harley-Davidson VRSCDX Night Rod Классический мотоцикл американской школы, самая важная составляющая которого — стиль

Спорт-турист Honda VFR1200F/FD Мотоцикл для динамичного, но комфортного путешествия с хорошей ­ветрозащитой в стиле Gran Turismo

Турист Honda GL1800 Gold Wing Мотоцикл для дальних пробегов: максимальная ветрозащита, вместительные багажные системы, комфортные сиденья с подогревом, встроенная акустическая система, привод на колесо карданным валом

Скутер Yamaha TMAX Городской двухколесный транспорт с автоматической трансмиссией, характерным проемом для ног и вместительной багажной емкостью под сиденьем. Отличается высоким уровнем ветро- и грязезащиты

0 / 0

Отечественные производители?

Некогда популярнейшие мотоциклы Иж не выпускают с прошлого века, Ирбитский завод производит около 1500 мотоциклов Урал в год, причем подавляющая часть идет на экспорт: Уралы очень ценят в США как «винтажную» технику. Ковровский ЗиД более не проектирует мотоциклы, а собирает их из китайских машинокомплектов. Но появились и новые имена. Калининградская компания Baltmotors наладила крупноузловую сборку нескольких моделей мотоциклов и успешно продает их через собственную дилерскую сеть. Еще дальше пошли в компании Веломоторс, изначально известной велосипедами Stels: на заводе в Брянской области производится много двухколесной техники и квадроциклов по полному циклу производства. В выкупленный Жуковский велосипедный завод вдохнули вторую жизнь, теперь это современное производство с качественным оборудованием. Работает и Минский мотовелозавод в Беларуси: в его производственной программе сегодня насчитывается полтора десятка моделей мотоциклов и скутеров. Правда, и здесь большая часть техники имеет азиатское происхождение.

Новый или подержанный?

Ввоз как нового, так и подержанного мотоцикла в Россию обходится «в копеечку»: помимо затрат на доставку и страховку техники, оплаты брокерских услуг и склада временного хранения импортер уплачивает таможенную пошлину в размере 20% от стоимости ввозимой техники и НДС в размере 18% от общей суммы. В результате ценник на мотоцикл в России практически вдвое выше, чем в США. Физические лица, ввозящие мотоцикл, находятся в более выгодном положении: для них таможенная ставка сос­тавляет 30%.

Сейчас без учета безымянных китайских аппаратов в Россию ежегодно ввозится примерно 30 тысяч единиц подер­жанной двухколесной техники, то есть объем импорта «б/у» в полтора раза выше по сравнению с новыми мотоциклами. Но ввоз подержанной техники стабилен, а продажи новых мотоциклов ежегодно растут на 15—20%, так что скоро ситуация может измениться.

Авторевю

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.