По итогам полугодия спрос на легковые машины снизился на 7,4%. Что дальше?

 Спад продаж продолжается уже полтора года, однако по итогам 2013 года он не превысил 5,5%, а в первом квартале спрос и вов­се снизился лишь на 2%. Но по мере того как падал курс рубля, а у дилеров заканчивались запасы «скидочных» автомобилей 2013 года выпуска, сбыт стремительно пошел вниз: в апреле — на 8%, в мае — на 12%, а в июне — на 17%.

Всего за полгода было продано 1 млн 162 тысячи новых легковых автомобилей — по сравнению с первой половиной прошлого года «недостача» достигла 93 тысяч машин. Россия сохранила третье место в Европе — впереди Германия (1 млн 538 тысяч машин, рост на 2,4%) и Великобритания (1 млн 462 тысячи, рост на 10,7%). Но по итогам июня мы пропустили вперед еще и Францию: 193 тысячи легковых машин против 196 тысяч.

Больше всего пострадали самые массовые и востребованные «легковые» сегменты B+ и C+ (они занимают почти половину рынка): продажи упали в среднем на 16% — в основном по «вине» АвтоВАЗа. Доля кроссоверов и внедорожников на рынке продолжает расти — с 36% в первой половине прошлого года до нынешних 38%, а спрос почти не пострадал — реализовано 445 тысяч машин. Вопреки европейским тенденциям, стабильны и продажи автомобилей класса D+, а дорогие седаны классов E+ и F+ и вовсе прибавили — с 18 до 20,5 тысячи. Бедные беднеют, богатые богатеют.

С падением продаж полугодие закончили больше половины игроков рынка. Кстати, импорт автомобилей падает быстрее рынка — почти на 14% (до 380 тысяч автомобилей) по итогам полугодия. На иномарки российской сборки приходится уже более 60% продаж!

Еще пять лет назад Лада занимала четверть рынка, а теперь — лишь 16%. По сравнению с первой половиной прошлого года продажи упали почти на 16%, до 187700 автомобилей, а из всех моделей рост показал только универсал Лада Ларгус (34920), производство которого только сейчас вышло на плановый уровень. Спрос на Гранту (71475) упал на 15%, но только что вышедшая версия с кузовом лифтбек должна к концу года нивелировать падение. Калина (35466) топчется на месте, продажи старой Нивы (18676) упали на 15%, а Приоры (24853) — почти на четверть. В остатке — ушедшая в отставку Самара (2256), электромобили Эллада (44 штуки проданы дилерам) и 10 универсалов ВАЗ-2104.

Renault (94988) пока держится на втором месте рейтинга, но продажи упали на 8%. Спрос на Duster (41067) остается стабильным, Logan в первом квартале серьезно сдал, но вышедшая весной модель второго поколения принялась наверстывать упущенное — в сумме продано 24705 машин. А основные «потери» — на счету старого хэтчбека Sandero (19099), серьезно подорожавшего седана Fluence (4643) и семейства Megane (3032). И если грядущий Sandero второго поколения сможет сократить отставание, то обновленные Fluence и Megane — вряд ли.

Марка Kia (93973) дышит французам в затылок, а по итогам мая и июня даже сумела обогнать Renault. Продажи Rio растут (47180 машин), но Sportage (14445), cee’d (13236) и Cerato (6250) понемногу теряют покупателей, а в итоге — падение продаж за полгода на 1%.

Hyundai (89152): пусть и слабый, но рост — на 0,4%. Причем Solaris (55574, второе место в классе B+ после Гранты) в ожидании рестайлинга немного притормозил, зато прибавили кроссовер ix35 (18087) и семейство i40 (3516), которое благодаря активной рекламе вырвалось с девятого на пятое место в классе D+, оставив позади VW Passat и Ford Mondeo.

Nissan (82076) в ударе: рост продаж почти на треть! Но вся прибавка на счету седана Almera (25139), который пока не в силах догнать Solaris, Rio и Polo-седан. Qashqai (15356 машин двух поколений) и X-Trail (11611) слегка сдали позиции, даже несмотря на «скидочные» распродажи, зато спрос на Juke (11340) вырос, а в мае на рынок вышел Terrano (1593 машины за полтора месяца).

Toyota (76281) в кризис чувствует себя хорошо: продажи выросли на 5%. Пик спроса на новый RAV4 (18879) прошел, зато сбыт седанов Camry (16187) стабилен, а Corolla (14991) наращивает популярность. Неплохую прибавку дали Highlander (4523) и Venza (2919).

Volkswagen (70016) потерял 13% покупателей, причем спад коснулся всех моделей, кроме седана Jetta (10932), который удержал прошлогодний результат. Но если Polo (32137) просел совсем немного, то спрос на Tiguan (10553) и Passat (2589) упал почти в полтора раза.

Chevrolet (65292). Недавний лидер среди иномарок все дальше откатывается от пьедестала: восьмое место и спад продаж на 19%, хотя результат оказался бы гораздо лучше, если бы GM не откладывал выход компактного кроссовера Chevrolet Tracker. Покупателей стремительно теряют и Niva (20852), и «скидочные» Cruze (16281) и Aveo (8880), а Cobalt (9694) раскручивается медленно.

Skoda (42047) была на грани падения: подорожавшая Octavia (19416) просела, а Fabia (8746) отступает с российского рынка. Но в мае на помощь пришел долгожданный Rapid (4270 машин за два месяца), поэтому «откат» за полгода — всего на 2%, а к концу года он должен смениться ростом.

Mitsubishi (38456) с ростом на 2% замыкает первую десятку рейтинга. Outlander (12471) поставил рекорд продаж, немного прибавили Pajero Sport (4522) и Pajero (4249), но ASX (10782) с появлением нового Кашкая начал сдавать позиции.

Из остальных «непремиумных» марок с ростом продаж закончили полугодие только три: Mazda (23801) пожинает плоды успеха кроссовера CX-5 (11450), Fiat (833) немного прибавил благодаря минивэну Freemont (148), а smart (156) расширяет дилерскую сеть.

Провал года — это Ford (27312): продажи упали на 40%! Причем Focus (14933), еще недавно носивший титул самой продаваемой иномарки, просел более чем вдвое. Серьезно сдал стареющий Mondeo (1801), а Kuga (7194) пока сильно отстает от главных конкурентов.

Умеренный спад в пределах 10% показали Honda (11146) и Subaru (8200), от 10 до 20% покупателей потеряли Opel (33514), Daewoo (24019), Citroen (9084) и Chrysler (77). Срочного пересмотра ценовой и модельной политики требуют SsangYong (11423), УАЗ (10853), Suzuki (9902) и Peugeot (9196) — у них продажи упали на 20—35%! А самые большие проблемы испытывают вечно невезучие Seat (909 машин, спад на 53%) и Dodge (24 машины, минус 80%).

Зато премиум-сегмент чувствует себя отлично: продажи выросли на 9%, до 102 тысяч машин, а доля рынка достигла 8,7%. Лидирует по-прежнему Mercedes-Benz (23790) с ростом на 19%, причем ключевые модели E-класса (4071), GL-класса (3025), ML-класса (2922) и S-класса (2212) поставили рекорды продаж в России. Под натиском Мерседеса BMW (19557) закончила полугодие со скромным ростом лишь на 1,5%, а у Audi (17966) и вовсе падение на 1,2% — спрос на кроссоверы Q3 (3964) и Q5 (2995) пошел вниз.

Из остальных премиум-марок заметно улучшили показатели Land Rover (10370), Lexus (8729), Volvo (8040), Jeep (3887), Porsche (2172) и Jaguar (846). Но Infiniti (4369), Mini (809) и Cadillac (707) переживают спад. Неплохо дебютировала Acura — за три месяца два московских дилера продали 345 кроссоверов, а вот перезапуск Alfa Romeo успешным не стал — за четыре месяца продано лишь 29 хэтчбеков Giulietta.

Спрос на китайские автомобили упал сильнее рынка — на 13%, до 40 тысяч машин, причем пострадали почти все «компании-старожилы» российского рынка: Lifan (10150), Geely (9320), Chery (9152), Great Wall (8096) и FAW (1681), а улучшила показатели только Haima, хотя 330 проданных машин за полгода — капля в море. Новички этого года все как один стартовали вяло: это Changan (451), Brilliance (182) и JAC (131), тайваньский Luxgen даже со скидками нашел лишь 75 покупателей, а BYD (5) готовится к рестарту в России.

Не обошлось и без потерь: прекращены продажи украинских автомобилей ZAZ (386) и Богдан (89), а Tagaz (79) признан банкротом и, вероятно, вскоре будет продан китайцам.

Что дальше? Состояние экономики в стране к оптимизму не располагает. Растет количество просроченных выплат по кредитам, и хотя доля «кредитных» продаж в первом полугодии выросла с 46% до 50—55%, стоит ожидать повышения кредитных ставок, что тоже не пойдет рынку на пользу. До уровня кризисного 2009 года (1,4 млн автомобилей) сейчас продажи, конечно, не упадут, но рассчитывать на величину более 2,2 млн машин не стоит, то есть падение по итогам года составит около 16%.

Рынок новых автомобилей в России в первом полугодии 2014 года

Российские продажи новых автомобилей официальными дилерами за первое полугодие 2014 года (в сравнении с тем же периодом 2013 года)

Марки

1 п/г 2014 г.

1 п/г 2013 г.

Динамика, %

Доля рынка*, %

Лада 187700 222471 –15,6   16,15
Renault 94988 103628 –8,3 8,17
Kia 93973 94870 –0,9 8,08
Hyundai 89152 88773 +0,4 7,67
Nissan 82076 63507 +29,2 7,06
Toyota 76281 72883 +4,7 6,56
Volkswagen 70016 80212 –12,7 6,02
Chevrolet 65292 80200 –18,6 5,62
Skoda 42047 42847 –1,9 3,62
Mitsubishi 38456 37575 +2,3 3,31
Opel 33514 39593 –15,4 2,88
Ford 27312 45521 –40,0 2,35
Daewoo 24019 27274 –11,9 2,07
Mazda 23801 20142 +18,2 2,05
Mercedes-Benz 23790 20030 +18,8 2,05
BMW 19557 19274 +1,5 1,68
Audi 17966 18181 –1,2 1,55
SsangYong 11423 15865 –28,0 0,98
Honda 11146 12274 –9,2 0,96
УАЗ 10853 13977 –22,4 0,93
Land Rover 10370 9592 +8,1 0,89
Lifan 10150 11480 –11,6 0,87
Suzuki 9902 13821 –28,4 0,85
Geely 9320 11701 –20,3 0,80
Peugeot 9196 13829 –33,5 0,79
Chery 9152 9672 –5,4 0,79
Citroen 9084 11332 –19,8 0,78
Lexus 8729 7476 +16,8 0,75
Subaru 8200 8625 –4,9 0,71
Great Wall 8096 10414 –22,3 0,70
Volvo 8040 7386 +8,9 0,69
Infiniti 4369 4426 –1,3 0,38
Jeep 3887 2049 +89,7 0,33
Porsche 2172 1864 +16,5 0,19
FAW 1681 1868 –10,0 0,14
Seat 909 1922 –52,7 0,08
Jaguar 846 763 +10,9 0,07
Fiat 833 807 +3,2 0,07
Mini 809 1350 –40,1 0,07
Cadillac 707 795 –11,1 0,06
Changan 451 0 0,04
ZAZ 386 1892 –79,6 0,03
Acura 345 0 0,03
Haima 330 90 +267 0,03
Brilliance 182 0 0,02
smart 156 82 +90,2 0,01
JAC 131 0 0,01
Богдан 89 1304 –93,2 0,01
Tagaz 79 64 +23,4 0,01
Chrysler 77 93 –17,2 0,01
Luxgen 75 0 0,00
Alfa Romeo 29 0 0,00
Dodge 24 121 –80,2 0,00
BYD 5 100 –95,0 0,00
Vortex 0 869 –100 0,00
другие 200** 200** 0 0,02
* Зеленая стрелка — увеличение доли рынка, красная — уменьшение
** Ориентировочные данные

Авторевю

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.