В 2016 году российский авторынок установил антирекорд продаж, но мы сопоставили данные отчета АЕБ с регистрационной статистикой ГИБДД, и оказалось, что на учет в России встало еще меньше машин: только 1,35 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. Это — наше второе дно. Откуда оно взялось?
Читайте также: Двойное дно российского авторынка: подробные итоги продаж в 2016 году
Если бы Марку Твену повезло жить в современной России и писать про автомобили, то он узнал бы, что помимо лжи, наглой лжи и статистики существует еще и альтернативная статистика. Результаты продаж, которые мы традиционно используем для анализа российского рынка, — это количество машин, проданных официальными дилерами на территории РФ. Такие данные собирает, систематизирует и публикует некоммерческая Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), в которую входят почти все «белые» импортеры и автопроизводители. Однако количество проданных автомобилей не тождественно количеству купленных и вышедших на дороги! Автовладелец получает машину не сразу после заключения договора с дилером, к тому же приобретенные в России машины нередко уезжают на ПМЖ в соседние страны. Но еще важнее, что статистика АЕБ формируется на основе отчетов, которые подают сами автопроизводители. То есть под честное слово.
Именно поэтому данные о продажах редко используются для анализа рынка, и, скажем, Ассоциация европейских автопроизводителей (АСЕА) и аналитические компании обычно приводят количество регистраций новых машин.
Статистику регистраций, само собой, ведет и наша ГИБДД, но если в Европе публикация таких отчетов обязательна по закону, то у нас, наоборот, цифры не афишируются, так как регистрационные данные содержат персональную информацию. Однако дело-то происходит в России, поэтому «милицейскую» статистику нетрудно найти в открытом доступе. Но этой зимой мы впервые получили доступ к детализированным данным ГИБДД и свой анализ итогов 2016 года решили построить на сопоставлении этих цифр с данными АЕБ.
Сопоставили — и поняли, что дно пробито.
Судя по количеству зарегистрированных новых автомобилей, наш «покупательский» авторынок еще на 50—55 тысяч машин меньше, чем официальный «дилерский». А если заглянуть в сводку по 2015 году, то станет совсем неловко: в позапрошлом году расхождение между двумя статистиками составляло 200 тысяч автомобилей, то есть больше 12% протокольного рынка!
Эти 200 тысяч — частный экспорт и «пузыри». Но есть еще и «холодильники». Так на индустриальном сленге называются приемы, позволяющие модифицировать статистические результаты. Сейчас попробуем объяснить подробнее.
Откуда цифры?
Прежде чем попасть к нам, цифры из ГИБДД прошли через любопытную цепочку. Несмотря на то, что регистрационные данные носят служебный характер, у автоинспекции в силу некоторых житейских обстоятельств, уходящих корнями в 90-е годы, существует почти что официальный провайдер статистики — московское аналитическое агентство Автостат Инфо (не путать с тольяттинским агентством Автостат!), которое структурирует отчеты и распространяет их на коммерческой основе. Любой желающий может приобрести информацию на сайте компании: месячный обзор по одной категории транспортных средств (например, регистрации легковых автомобилей за декабрь) стоит 1500 рублей.
Но это — укрупненная сводка по брендам и регионам, а более детализированные отчеты стоят дороже и приобретаются аналитическими агентствами следующего уровня, которые превращают их в универсальный инструмент рыночного анализа.
К нам в редакцию данные попали как раз через такую компанию — немецкое агентство Management Services, которое поставляет аналитическое «сырье» почти всем производителям авто-, мото- и грузового транспорта. «Милицейские» цифры из России немцы загружают в собственный сервис WebMIS, который визуализирует данные и обеспечивает доступ к ним через веб-интерфейс или мобильное приложение. В итоге маркетологи получают возможность отслеживать не только динамику рынка, но и, например, территориальную привязку каждого автомобиля по адресу его регистрации, что важно при управлении дилерской сетью.
«Грязный» рынок
Цифра года в «милицейском» отчете — 1350816 автомобилей. Это количество машин, впервые получивших регистрацию в России. Оно не совпадает с этими цифрами, потому что отражает «грязный» размер нашего рынка. Достаточно одного взгляда на статистику ГИБДД, чтобы прийти в уныние: вместе с новыми автомобилями служебный отчет считает и те подержанные иномарки, которые впервые встают на учет в России, в том числе и через «серых» дилеров. Вот почему в статистику попали такие машины, как Nissan Titan, Toyota Tundra или Suzuki Vitara XL-7. Даже «очищенная» компанией Management Services статистика ГИБДД все равно хранит врожденные пороки: там фигурируют 66 дизельных Лад и 14 УАЗов с кузовом фаэтон, 85 ВАЗов с мотором рабочим объемом больше 4,0 л и пять седанов Land Rover.
Правда, общее количество таких ошибок в регистрационных данных не превышает тысячи автомобилей, поэтому систему WebMIS в России официально используют почти все автопроизводители, а исключение среди крупнейших составляют только АвтоВАЗ, Toyota, ГАЗ и УАЗ.
Мы решили, что для анализа продаж по каждой модели, как обычно, исключим из общего количества регистраций легкую коммерческую технику, однако общие выводы о состоянии рынка интереснее сделать с учетом и «серых» машин, и техники категории LCV, то есть коммерческих фургонов и развозных грузовичков.
Итак, вот 13 главных наблюдений.
1. «Пузыри» и «холодильники»
Двести тысяч «лишних» автомобилей, которые якобы были проданы в 2015 году, но так и не нашли владельцев в России, никого в индустрии не удивляют.
Несколько компаний официально объяснили нам расхождение цифр оттоком автомобилей в другие страны. И правда, в конце 2014 и в начале 2015 года россияне, белорусы и казахстанцы опустошали автосалоны в РФ, поймав момент, когда рубль уже упал, но рублевые цены еще не подпрыгнули. Однако достоверных данных об объеме частного вывоза никто предоставить не смог. А наш анализ показывает, что на пике этого ажиотажа в декабре 2014 года скачок продаж сверх обычного предновогоднего уровня составил примерно 35—40 тысяч автомобилей. По неофициальным оценкам, в сумме до середины 2015-го из России могло уехать около 100 тысяч машин. Но объемы продаж стремительно падали, и 200-тысячную разницу в 2015 году только вывозом объяснить сложно.