Co-pilot: дорога в рай или ад. Что значит составить компанию вторым номером для мотоциклиста?

«Водитель мотоцикла не справился с управлением. Пассажирка получила травмы, от которых впоследствии скончалась. Водитель не пострадал». Видели девушку без шлема и в шортиках за спиной у мотоциклиста в полном защитном облачении? Наверняка, и не раз. А ведь это смертельно опасно для второго номера!

Что заставляет старшеклассниц садиться на спортбайк вторым номером к неизвестному райдеру? Увы, это излюбленная тема жаждущих приключений нимфеток. Всего несколько кликов в соцсетях — и перед вами море желающих получить свою порцию адреналина. «Прокачусь только на спорте, пилот до 25 лет, экипировки нет, мне 18».

Причем мотоциклисты, как правило, ненамного старше потенциальных жертв, их опыт редко превышает несколько сезонов — а вот самомнению позавидует даже Валентино Росси. Экипировка? Разумеется, но только у райдера, а пассажирка в лучшем случае получит древний шлем размера XXXL. И конечно, ­«сити-гонщик» непременно начнет демонстрировать даме трюки. Что, скорость меньше 200 км/ч? Несерьезно!

Заканчивается большинство таких поездок предсказуемо. А ведь мотоцикл значительно требовательнее к водительским навыкам, чем автомобиль. В Европе и Америке в мотошколах учат езде с пассажиром — но в программу российских учебных центров для получения категории А такая дисциплина не входит.

Меж тем езда вдвоем — это совсем другой мир: начиная с правильной посадки второго номера, его взгляда (да, это тоже важно!), умения корректно держаться за райдера и заканчивая изменившимся поведением мотоцикла в поворотах, при разгоне и торможении. Ваши движения на дороге не должны стать неожиданностью для сидящего сзади, то есть ему нужно видеть перспективу — предстоящие повороты, светофоры. Это не означает, что он будет торчать за вами любопытным шлагбаумом, но ему необходимо четко понимать, что вы сделаете в следующую секунду. Ведь когда пассажир не знает, чего ему ждать и как себя вести в случае неприятностей, действия его будут противоположны тем, которые требуются.

Причем в каждом частном случае могут всплывать свои особенности. Скажем, Honda GL1800 Gold Wing может вообще «не заметить» товарища весом под 90 кг, а какой-нибудь «тощий» эндуро — например, Suzuki Djebel 250 — запросто начнет ездить на заднем колесе без вашего на то желания уже при 50 кг сзади, попутно растеряв и без того условную управляемость. Представьте себе, что 120-килограммовый приятель небрежно встал на пассажирскую подножку, чтобы составить вам компанию. Что, удержали мотоцикл? Поздравляю, а теперь вообразите, что тот же приятель в повороте во время наклона инстинктивно стал тянуться от асфальта в другую сторону. А должен был наклоняться вместе с вами. Вы ему этого заранее не объяснили? Сочувствую. Проведу аналогию со строительным краном, внизу которого для противовеса всегда целая стопка бетонных плит. Как думаете, что случится, если их все поднять и еще начать раскачивать конструкцию? Примерно то же и происходит, когда неподготовленный и непроинструктированный попутчик пытается «стабилизировать» наклоненный мотоцикл, рефлекторно вытягиваясь вверх и наклоняясь в противоположную сторону.

И это малая часть того, что пассажир должен иметь в виду. К тому же при интенсивном замедлении на спортбайке или дорожнике сидящему сзади нужно упираться руками в бензобак. Однако в реальности он, скорее всего, впечатает вас в топливный резервуар, повесив сушащимся бельем на руль. И чем тяжелее пассажир, тем больше его влияние — как на мотоцикл, так и на райдера.

Кстати, в 2017 году владельцам мотоциклов со стажем вождения меньше двух лет законодательно запретили ­перевозить пассажира (статья 12.23 КоАП РФ). Штраф — ничтожные 500 рублей. Но кто и как это контролирует? Кроме того, ничто не мешает новичку сразу начать эксплуатировать 200-сильный литровый спортбайк.

Что я советую тем, кто все-таки решил возить за собой чью-то жизнь? ­Во-первых, позаботьтесь о полной экипировке для своего второго номера. Цена вопроса — от 40 тысяч рублей за китайский «ноунейм» и до бесконечности. Например, углепластиковый шлем Arai стоит около 250 тысяч рублей, а последнее поколение цельных комбинезонов с выстреливаемой подушкой безопасности Alpinestars — 200 тысяч. Необходимый разумный минимум обойдется примерно в 70 тысяч рублей. И никаких послаблений! Если пассажир начнет ныть — дескать, здесь недалеко, сейчас жарко… Лучше потеть в экипировке, чем наслаждаться прохладой больничного кондиционера.

Во-вторых, проведите полный инструктаж перед поездкой — что делать и когда, а чего ни в коем случае не допускать. В-третьих, внесите корректировки в манеру езды с учетом изменившейся управляемости с конкретным вторым номером — ведь «двойки» бывают разные, от худеньких моделей до упитанных носителей клубных жилеток. Важно все, начиная с того, с какой стороны правильно садиться/слезать пассажиру (здравствуйте, обожженные лодыжки юных и ­неопытных дев, слезающих в сторону глушителя), и заканчивая тем, как правильно держаться за водителя.

А самое главное, ответьте в первую очередь честно самому себе — владеете ли вы мотоциклом настолько хорошо, чтобы брать ответственность еще за кого-то? И помните: что бы ни случилось в дороге, вина всегда будет на вас. 

Владимир Здоров

Авторевю

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *