Узнаем подробности Дакара в младших классах и выясняем технические детали

За две гоночные недели многое случилось — об основных событиях мы рассказывали в наших ежедневных репортажах. Но было немало и такого, что или вовсе прошло мимо нашего внимания, или требовало подробных комментариев от самих участников событий…

Две недели в фокусе нашего внимания находилась команда Peugeot, победной поступью двигавшаяся к финишу, и их соперники — явно уступавшие им в скорости представители Mini Насер Аль-Аттия и Микко Хирвонен, и Тойотовцы, отстававшие еще больше. Чтобы представить разницу в скорости, приведем слова Константина Жильцова, штурмана у Владимира Васильева: «На десятом этапе Себастьен Лёб обгонял нас четырежды. Каждый раз сбивался с дороги, догонял и снова опережал нас!»

Гонка у Васильева пошла лучше, когда на его Тойоту поставили амортизаторы от «заводской» машины

Любопытно, что с прошлого года организаторы изменили правила в осношении марафонских участков. Если на Дакаре-2015 в закрытом парке было запрещено только обслуживание машин механиками, а сами гонщики спокойно «крутили гайки», пользуясь запчастями на борту машины, то сейчас даже самим экипажам было нельзя прикасаться к автомобилям. Все работы — только на лиазоне: это означает, что без риска опоздать на пункт контроля времени можно было разве что поменять колесо да долить жидкость в бачок омывателя.

Еще до гонки было известно, что гонщик G-Energy Rally Team Владимир Васильев получит такой же прототип Toyota Hilux, как и пилоты заводской «конюшни» Toyota Gazoo Racing South Africa. Но на Дакаре выяснились нюансы… Скажем, по мотору все вышло благоприятно: подготовленный в Англии двигатель хоть и отличался от «заводского», но совершенно не уступал ему по характеристикам — а в плане эластичности даже превосходил. А вот то, что блок управления Pectel не позволял двигаться на ограничителе точно с выставленной скоростью, было заметным недостатком — из-за этого в каждой из зон ограничения скорости экипажи на клиентских Тойотах хоть понемногу, но проигрывали гонщикам на Mini и заводских Тойотах.

Кроме того, отличалась и подвеска, а точнее амортизаторы — южноафриканцы подбирали характеристики стоек голландской фирмы Reiger на тестах в Намибии, а вот на машинах, которые обслуживала бельгийская команда Overdrive, демпферы были со своими настройками. На ровных покрытиях они вели себя приемлемо, а вот к разбитым дорогам совершенно не подходили. К счастью, на один из самых «убойных» спецучастков (СУ9 вокруг города Белен) Васильеву поставили запасной комплект подвески, предназначенный Де Вильерсу. Но механически Тойота отработала практически безупречно — единственной неисправностью за всю гонку стал развалившийся из-за порванного пыльника шарнир равных угловых скоростей.

Mitsubishi Pajero категории T3 испанского гонщика Рубена Грасии

По ходу гонки наше внимание привлекла категория T3, в которой стартовало 15 экипажей: помимо привычных «сайд-бай-сайдов» Polaris и Arctic Cat, в него оказались заявлены несколько легких одноместных багги плюс полноценные внедорожники — Mitsubishi Pajero, Volkswagen Amarok, Toyota Hilux…

Последние — это машины подкласса T3.1, просуществовавшего в документах FIA совсем недолго и упраздненного в минувшем году. Но в Дакар такие автомобили по-прежнему допускаются. По сути, это нечто среднее между машинами категорий T1 и T2. Скажем, Pajero испанца Рубена Грасии — это серийный автомобиль, но с доработками, запрещенными в «стандартной» категории T2: прочными оригинальными рычагами подвески, перенесенными назад радиаторами, облегченными панелями кузова. По аналогичной схеме подготовлено и несколько других машин этого класса.

Вайдотас Жала на легком прототипе с дизельным двигателем лидировал в категории T3, но до финиша не добрался

Но правила разрешают и большее. Примеры — Toyota Hilux команды Jaton Racing или Seat Leon, которым управлял известный литовский раллист Вайдотас Жала. Обе машины — прототипы с трубчатой рамой и пластиковыми внешними панелями, но с полностью стандартным двигателем (он должен «проходить» по требованиям омологации по группе N или T2). Маленький 210-сильный турбодизель VW 1.9 на машине Вайдотаса Жала по правилам позволял сделать машину весьма легкой, и команда воспользовалась этим преимуществом, доведя вес прототипа всего до 1675 кг. Литовец на полноприводнике, стилизованном под Seat Leon, поначалу шел в пятом-шестом десятке «абсолюта», лидируя в классе. Но потом из-за проблем с турбокомпрессором откатился назад, и заменив по ходу гонки несколько турбин, после СУ10 сошел.

В итоге победу в категории T3 одержал Тим Коронель (брат-близнец пилота серии WTCC Тома Коронеля) на легком одноместном багги с двигателем от мотоцикла Suzuki Hayabusa — голландец финишировал на 35-й позиции.

Багги Тима Коронеля

Среди участников «стандартного» класса T2 в этом году мы не наблюдали пятикратного победителя гонки в этой категории Джуна Митсухаши. 45-летний японец покинул заводскую команду Toyota Auto Body, и снова, как в начале карьеры, стартовал на мотоцикле. Поговаривают, что перестановки прошли не по его инициативе — мол, японца уволили после того, как в прошлом году он нарушил установки руководства команды. Напомним, что за пять дней до финиша он, лидируя в гонке, перевернул свой Land Cruiser. Резервный экипаж Николя Жибона потратил сорок минут на помощь своему партнеру по команде, и в итоге финишировал вторым, с отставанием лишь в шесть минут. По слухам, после аварии японца просили «прикрывать тылы» Жибона — но вместо этого он вернул себе лидерство, завершив гонку на первой позиции в классе.

Toyota Auto Body — единственная в категории T2 заводская команда. На фото — Toyota Land Cruiser 200 ее нового лидера Николя Жибона

Пробитый радиатор стоил Жибону полутора часов времени, но благодаря помощи партнера по команде француз смог добраться до бивуака

0 / 0

За руль второго Ленд Круизера японской команды сел прошлогодний штурман Жибона, японец Акира Миура. По ходу гонки Жибон был не единственным претендентом на титул в категории T2. Так, на протяжении нескольких этапов протоколы возглавлял Патрик Сирейжоль на аналогичном «двухсотом» Ленд Круизере. Правда, соревновательная задача была для него не основной — француз работал «техничкой» команды Peugeot. Опыта ему не занимать: 54-летний гонщик начинал выступать в Дакаре 29 лет назад на мотоцикле, и в 1994-м даже финишировал пятым в мотозачете. Сменив два колеса на четыре, в 2009-м он умудрился привести простенький прототип Bowler к финишу на 12-м месте «абсолюта». Последние годы француз был заметен по выступлениям на заднеприводных багги — например, в 2014-м он оказался лучшим среди гонщиков на моноприводных машинах, финишировав на багги SMG на пятнадцатой позиции абсолютного зачета.

Саудовец Ясир Сеайдан претендовал на победу в классе T2, а закончил гонку на третьей позиции

А вот саудовец Ясир Сеайдан на Land Cruiser 200, в прошлом году выступавший на отдельных этапах Кубка мира по ралли-рейдам, и владелец собственной команды Хавьер Фож, традиционно готовящий «короткую» Тойоту Land Cruiser Prado 150, целенаправленно боролись за победу в классе T2.

Еще в середине гонки ее исход в классе T2 был абсолютно неясен — на первой строчке успели побывать и Сирейжоль, и Сеайдан, и Жибон. На СУ6 заводской гонщик Тойоты Николя Жибон потерял много времени, когда его машина попала в глубокую канаву — с пробитым радиатором ее на тросе дотащил до финиша Миура. Из-за этого отставание Жибона от Сирейжоля достигло полутора часов! Но на СУ10 Сирейжоль останавливался для помощи Сайнсу, а у Сеайдана возникли проблемы с электроникой. Жибон, со своей стороны, выиграл шесть из семи остававшихся этапов и финишировал в качестве лидера серийной категории T2. Всего в классе финишировало шесть экипажей из десяти стартовавших, все — на машинах марки Toyota.

Андрей Рудницкий (в центре) ассистировал на нынешнем Дакаре польскому экс-мотоциклисту Якубу Пжигонскому (слева)

По словам Рудницкого, Якуб Пжигонский великолепно «читает» рельеф — способность, приобретенная им за годы выступлений на мотоцикле

0 / 0

По ходу гонки мы не могли уделить достаточно внимания экипажу польского экс-мотоциклиста Якуба Пжигонского — а ведь ему ассистировал известный белорусский штурман Андрей Рудницкий, много лет выступавший в российском рейдовом чемпионате. Один из самых многообещающих мотогонщиков в своей дисциплине, Пжигонский был вынужден закончить «двухколесную» карьеру из-за тяжелых травм, полученных в аварии полтора года назад. «В этом году он мог бы финишировать на подиуме Дакара в мотозачете, но он признавался, что после той аварии потерял скорость…» — рассказал мне Рудницкий. «Меня хорошо знали в команде X-Raid по совместной работе с Леонидом Новицким, и приглашали выступать у них. Когда стало понятно, что Максим Кирпилев, с которым мы выступали в Кубке мира, на Дакар не едет, я дал согласие выступить с Якубом» — объяснил минчанин свое появление в немецкой команде. По его словам, в машине они общаются на английском — поскольку для совместной работы Пжигонскому не хватает его запаса русского, а Рудницкому — способностей в польском. «Обидно было бы уехать мимо из-за того, что я не там поставил ударение. А по-английски мы более или менее наравне» — говорит Рудницкий.

«С ним очень легко работать. Якуб очень легко понимает указания штурмана, даже когда мне самому не очень понятна позиция в дорожной книге. Он ведь, как всякий мотоциклист, всегда самостоятельно работал с дорожной книгой, — рассказывает Рудницкий, — А еще он отличается своим, особым пониманием песка, особенностей пересеченной местности. При движении по курсам, на разбитых покрытиях он очень силен. А вот на ходовых, сравнительно ровных участках раллийного типа ему нужно прибавлять!» Польско-белорусский экипаж на Mini All4Racing закончил гонку на 15-й позиции, лучший результат на этапе — 10-е место на СУ12.

Этот Дакар — первый в водительской карьере южноафриканца Марка Корбетта. И результат более чем достойный: 17-е место

Десятым результатом на убойнейшем СУ9 (Белен — Белен) обратили на себя внимание южноафриканцы Марк Корбетт и Хуан Мор. Постоянные участники южноафриканского рейдового чемпионата выступали на заднеприводном багги, разработанном и построенным их командой Century Racing. К финишу гонки они привели свой багги с 7-литровым мотором Chevrolet на 17-й позиции. Российским любителям рейдов будет любопытно узнать, что стилизованный под BMW X6 полноприводный прототип Руслана Мисикова, на котором питерец выступал в российском чемпионате, построен как раз специалистами Century Racing.

А что же любимец публики Робби Гордон, каждый раз развлекающий толпу какой-нибудь выходкой? Напомним, что в 2012-м Гордон со своим сверхмощным заднемоторным Хаммером всерьез претендовал на победу в гонке, пока не был дисквалифицирован по техническим основаниям (после чего публично разразился в сторону организаторов малоприличной тирадой). В этом году безбашенный американец превзошел сам себя, поучаствовав на дороге общего пользования в аварии с собственным автомобилем поддержки! Результат — черный Хаммер на крыше, четверо его седоков в больнице, один в тяжелом состоянии (обстоятельства аварии можно увидеть на видео). Организаторы из A.S.O. проводят в отношении Гордона расследование…

Вообще, нынешний Дакар запомнился сразу несколькими авариями с человеческими жертвами среди «мирного населения». Инцидент с грузовиком-техничкой француза Лионеля Бо, столкнувшегося с тяжело груженой фурой, иначе как стечением обстоятельств не объяснишь (на его месте мог быть и любой другой камион). За погибшего зрителя-боливийца тоже спросить не с кого — контролировать болельщиков на огромных внедорожных участках просто невозможно. А вот авария на прологе выглядит вопиющей недоработкой организаторов: напомним, что в первый день гонки в толпу зрителей врезался Mini китайской гонщицы Гуо Мейлин. Пролог проходил по ясно очерченной грунтовой трассе без участков «ор-пист», а протяженностью (11 км) он не превышал обычный раллийный доп, что позволяло организаторам контролировать его по всей длине. Тем не менее, большая группа зрителей оказалась в одном из самых опасных мест — на обочине на ходовом прямике, непосредственно за крутым трамплином. Именно туда вылетел криво приземлившийся после подброса гоночный автомобиль…

Василий Костин

Авторевю

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *