Продажи новых автомобилей в России растут уже два года подряд. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), ставшая официальным рупором авторынка, подсчитала, что в 2018-м реализовано на 13,3% больше легковушек, чем годом ранее. Но мы проанализировали статистику регистраций новых машин в ГИБДД — и оптимизма поубавилось.
Вот уже третий год для анализа российского авторынка мы используем как официальную статистику некоммерческой Ассоциации европейского бизнеса, так и данные ГИБДД. В редакцию Авторевю полицейская статистика попадает через немецкое агентство Management Services, которое проводит первичную обработку «сырых» цифр и поставляет эту информацию почти всем игрокам авторынка.
Мы уже знаем, что данные АЕБ и ГИБДД расходятся. Тому есть и вполне безобидные причины: например, купленные в России машины уезжают на ПМЖ в другие страны, встают на учет с задержкой или вовсе обходятся без регистрации, работая на закрытых территориях (скажем, в аэропорту). Но имеется и еще один резон: некоторые автопроизводители манипулируют официальной статистикой, чтобы задекларировать выполнение корпоративных планов.
За предыдущие два года масштаб такого шулерства уменьшился. Если в кризисном 2015-м официальное количество проданных машин было аж на 200 тысяч больше, чем вставших на учет в ГИБДД, то в 2016-м этот разрыв сократился до 64 тысяч, а в 2017-м — до 27 тысяч. Но теперь разность снова выросла: «лишней» оказалась 51 тысяча автомобилей. Официально в 2018 году в стране продано 1 млн 685 тысяч новых легковых машин, но на учет встали только 1 млн 624 тысячи. И получается, что рынок вырос не на 13,3%, а только на 12%.
Мы отслеживаем соотношение между объемом продаж новых автомобилей в России и ценами на нефть референсной марки Brent с 1999 года, когда российский рынок начал бурно расти. На графике линии идут почти синхронно, и 2018 год не стал исключением: продажи машин шли вверх вслед за нефтью. Но в 2019-м если и будет рост рынка, то незначительный — не более чем на 5%
На самом деле приписок даже больше. Если взять лишь те марки, у которых объем официальных продаж превышает количество регистраций, то наберется 58,5 тысячи неучтенных машин. Чемпионом стала Лада: более 14 тысяч, хотя в процентном выражении к общему объему вазовских продаж это всего 4,2%. Например, у Mitsubishi доля «неучтенки» достигла 12%, а особенно активно таким инструментом пользуются китайские компании: из 37 тысяч официально заявленных машин регистрацию прошли только 29 тысяч (недостача — 27%!).
Есть и такие бренды, которые, по данным ГИБДД, продали больше автомобилей, чем сами заявили! В 2018 году набралось почти 6600 «лишних» машин — в основном под марками Datsun, Renault и BMW. Эти автомобили были учтены авансом в прошлые годы, а теперь компании занялись «сжиганием фейков» и вычли их из официальных отчетов. Причем эффект от этого порой даже забавный: по версии АЕБ, лидером премиум-сегмента остается Mercedes, но по регистрациям вперед вырвалась марка BMW!
Тем не менее в нынешней экономической ситуации рост авторынка на 12% уже чудо. Это следствие отложенного спроса: автопарк стареет — и машины, купленные новыми в последние жирные годы, нужно на что-то менять. Более половины автомобилей сейчас продается в кредит, причем суммы займов, по сравнению с позапрошлым годом, выросли почти на четверть. А в денежном выражении емкость рынка впервые превысила докризисный уровень и, по данным Автостата, достигла 2,38 трлн рублей. Конечно, не от хорошей жизни, ведь автомобили только за последние пять лет подорожали в среднем в полтора раза.
Структура рынка за прошедший год почти не изменилась. На иномарки российской сборки, к которым мы относим лицензионную Ладу Ларгус, приходится 64% спроса. Импортные автомобили занимают лишь 14% рынка, хотя их ассортимент по-прежнему самый широкий — почти две сотни моделей! А оставшиеся 22% — российские машины, включая автомобили Datsun и Chevrolet Niva. Из всех иномарок россияне по-прежнему предпочитают машины европейского происхождения (около 32% от общих продаж), на втором месте корейские модели (25%), на третьем — «японцы» (18%).
Кроссоверы и внедорожники уже занимают 45% спроса, а с учетом всевозможных кросс-версий обычных легковушек этот жанр завоевал половину рынка. Паркетники теснят «обычные» автомобили по всем фронтам: даже самый массовый класс B+ хоть и вырос в объеме (с 606 до 623 тысяч машин), но сократил долю с 42 до 38%. Премиум-сегмент на фоне роста рынка уменьшился с 9,0 до 8,9%.
А теперь подробнее об успехах каждой марки. Как всегда, мы учли только легковые автомобили, однообъемники, кроссоверы, внедорожники и пикапы, оставив за бортом всевозможные грузовички и микроавтобусы. В качестве основной мы использовали статистику ГИБДД, но для справки привели и официальные данные — они выделены красным цветом.