После двух лет роста российский рынок новых автомобилей снова накрыла стагнация. По официальным данным, которые собирает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковушек сократились на 2,5%. А что скажет статистика регистраций в ГИБДД? Прежде она убавляла оптимизма, но сейчас случай другой.
Данные ГИБДД для анализа рынка мы используем уже четыре года: в редакцию Авторевю они попадают через немецкое агентство Management Services, которое проводит первичную обработку «сырых» цифр и поставляет эту информацию почти всем игрокам авторынка. Например, в 2015 году официальное количество проданных машин было аж на 200 тысяч больше, чем вставших на учет в ГИБДД!
Но с тех пор рынок стал цивилизованнее. Недостача в 2019-м — только 38 тысяч машин. По данным АЕБ, в стране продано 1 млн 634 тысячи новых легковых автомобилей, а статистика ГИБДД говорит об 1 млн 596 тысячах машин. Причем, судя по регистрациям, падение относительно прошлого года даже меньше «официального» — минус 2,4%.
Расхождение двух вариантов статистики может иметь вполне объективные причины: например, купленные в России автомобили уезжают на ПМЖ в другие страны, встают на учет с задержкой или вовсе обходятся без регистрации, работая на закрытых территориях (скажем, в аэропортах). Кроме того, ГИБДД не любит включать в свои базы данных собственные патрульные машины. Словом, свою миссию публикация полицейской статистики выполнила — и масштаб злостных приписок сведен к минимуму. А в относительном выражении больше других мухлюют китайские компании: официальный объем продаж всех марок из КНР на четверть больше количества вставших на учет машин (32,5 тысячи)!
Мы отслеживаем соотношение между объемом продаж новых автомобилей в России и ценами на нефть референсной марки Brent с 1999 года, когда российский рынок начал бурно расти. На графике линии идут почти синхронно, и в 2019-м эта зависимость снова подтвердилась: и цены на нефть, и спрос на автомобили слегка просели. На 2020 год автопроизводители прогнозируют дальнейшее падение минимум на 2%
В условиях растущих цен на автомобили падение продаж всего на два процента — это не самый плохой сценарий. Емкость рынка в денежном выражении, по информации Автостата, обновила рекорд и достигла 2 трлн 540 млрд рублей — плюс 5,6% к результату 2018 года. Интересно, что продажи импортных машин просели всего на 0,6% (до 221 тысячи штук), и в этом небольшом секторе рынка по-прежнему самый широкий ассортимент моделей. Российские автомобили, к которым мы относим Datsun и Шеви Ниву, за год потеряли 1,9% спроса, а иномарки российской сборки — 2,9%.
Но самый тревожный симптом — усыхание «народного» сегмента легковушек класса B+: минус 4,5%, до 596 тысяч автомобилей. А класс C+ просел аж на 20% и впервые уступил по объему продаж старшему сегменту D+: 79 тысяч против 89 тысяч машин в прошлом году. Доля кроссоверов и внедорожников за год подросла еще немного — с 45 до 47%, причем благодаря среднеразмерным и крупным автомобилям. А премиум-сегмент расширился с 8,9 до 9,5% рынка.
В минувшем году нас покинул легковой Ford, оставив на рынке только грузовое семейство Transit. Зато в декабре официально вернулся Opel — уже под крылом Группы PSA. Однако даже в официальную статистику попали лишь 13 микроавтобусов Zafira Life, а на учет в ГИБДД до конца года не успели поставить ни одного автомобиля.
Прогноз на 2020 год оптимизма не внушает: те же минус 2%. Хотя некоторые игроки рынка ожидают падения продаж на пять или даже десять процентов.
А теперь подробнее об успехах каждой марки. Как всегда, мы учли только легковые автомобили, однообъемники, кроссоверы, внедорожники и пикапы, оставив за бортом всевозможные грузовички и микроавтобусы. В качестве основной мы использовали статистику ГИБДД, но для справки привели и официальные данные — они выделены красным цветом.