Если в 2010 году рост продаж новых автомобилей в России составил 30%, то по итогам прошлого года прибавка достигла 40% — с результатом 2 млн 480 тысяч легковых машин российский авторынок вновь вышел на второе место в Европе! А до рекорда докризисного 2008 года мы недобрали всего 262 тысячи автомобилей.
Еще с начала экономического кризиса мы отслеживаем соотношение между объемом продаж новых автомобилей в России, ценами на нефть референсной марки Brent и курсом рубля относительно доллара США: на верхнем графике линии идут почти синхронно. А график справа отражает удивительно прочную связь между ценами на нефть и суммарным объемом российского рынка новых машин с 1999 по 2011 год
Продажи новых автомобилей в США выросли на 10% (до 12,8 млн штук), в Германии — на 9% (3,17 млн), в Индии — на 4% (1,95 млн), Китай (18,5 млн) и Бразилия (3,4 млн) показали трехпроцентный рост… Но самым быстрорастущим среди крупных рынков стала Россия: восстановление после кризиса идет полным ходом. Среди европейских стран Россия по объемам теперь вновь опережает стагнирующие рынки Франции (2,2 млн машин), Великобритании (1,94 млн) и Италии (1,75 млн). Ведь потребность в автомобилях у нас по-прежнему огромна.
В рамках программы утилизации автостарья в 2011 году было продано 330 тысяч автомобилей, причем на марку Лада пришлось 78% «утилизационных» продаж. Но даже несмот-ря на это доля отечественных машин на рынке сократилась с трети до четверти. Более значимым для рынка стало восстановление кредитования, в том числе благодаря государственной программе субсидирования автокредитов (по ней в прошлом году куплено 263 тысячи машин). Если в разгар кризиса с привлечением заемных средств россияне покупали 24% автомобилей, то в прошлом году этот показатель увеличился до 44%, лишь чуть-чуть не дотянув до рекорда 2007 года (47%). И этот фактор в значительной степени подстегнул лавинообразный рост продаж иномарок — на 52%, до 1 млн 863 тысяч машин! Причем машины российской сборки прогрессируют почти вдвое быстрее импортных и их доля на рынке выросла с прошлогодних 35% до 43%, тогда как доля ввозимых в страну новых автомобилей сократилась с 34% до 32,5%.
Россияне вновь начали отдавать предпочтение более дорогим моделям и комплектациям. Например, доля машин с «автоматом» за прошлый год выросла с 31% до 36%. По оценке консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers, емкость рынка в денежном выражении увеличилась примерно на 70% — до 58,9 млрд долларов, хотя этот показатель включает также рост цен и изменение курса валюты. Иными словами, средняя цена покупаемого автомобиля в России выросла с 18965 долларов до 23745 долларов.
На рынке продолжают доминировать машины класса B+ (39,4% продаж), к которым относятся все вазовские модели, кроме Нивы. Доля седанов за год сократилась с 40% до 37%, но освободившееся место занимают вовсе не хэтчбеки с универсалами, которые стабильно удерживают 26% и 6,5% рынка соответственно, а кроссоверы и внедорожники всех мастей — в 2011 году на них пришлось 26% спроса против 24% годом ранее.
Кстати, практически половина машин повышенной проходимос-ти имеет японское происхождение — если просуммировать все проданные у нас автомобили марок Страны восходящего солнца, то 64% из них окажутся кроссоверами и внедорожниками. А всего на «японский» сектор пришлось 18,5% российского рынка — европейские (29,1%) и корейские (22,8%) автомобили оказались впереди (во многом из-за последствий мартовского землетрясения и цунами на Островах, да и курс иены крайне невыгоден). Интересно, что благодаря российской сборке вновь начали прогрессировать «китайцы» — их доля выросла с 1,8% до 2,3% рынка.
Доля дизельных автомобилей немного увеличилась — с 5,2% в 2010 году до нынешних 5,6%, а вдобавок за год в России продано почти 2300 гибридомобилей и 41 электрокар.
Что впереди? Как показывают наши наблюдения, объем российского авторынка тесно связан с ценами на природные энергоносители. А так как в долгосрочной перспективе нефть вряд ли будет дешеветь, то обещанного нам перед кризисом объема в 4 млн машин Россия рано или поздно достигнет.
А теперь — подробнее о продажах: как всегда, мы рассматривали только легковые автомобили, однообъемники, внедорожники и пикапы.