Именно такой итог первых трех кварталов: продажи новых легковых автомобилей в России упали более чем вдвое. Как происходит вынужденная трансформация рынка?
Российский рынок новых автомобилей коснулся дна в мае: по данным Автостата, тогда на учет в ГИБДД встало лишь 27458 машин. После этого началось медленное восстановление: июнь — 32731 экземпляр, июль — 35583 штуки, август — 42593 машины. А в сентябре было поставлено на учет 44398 новых легковых автомобилей. Причем все эти показатели включают и официальные продажи, и параллельный импорт во всех его проявлениях. Однако, если сравнивать эти цифры с прошлогодними, становится грустно. Даже в сентябре спад достигает 60%.
Cтатистика первого осеннего месяца могла быть более оптимистичной, ведь после объявления частичной мобилизации 21 сентября продажи новых машин опять резко пошли вниз. По информации Автостата, за 39-ю неделю этого года (с 26 сентября по 2 октября) сбыт легковых автомобилей упал на 19% по сравнению с предыдущими семью днями: 8711 регистраций. Более того, клиенты начали возвращать дилерам свежекупленные машины, пусть и с частичной потерей денег, хотя в статистике регистраций это не отражено.
С января по сентябрь в России зарегистрировано лишь 475 тысяч новых легковых автомобилей против 1 млн 164 тысяч за тот же период прошлого года: падение на 59%. Любопытно, что официальная статистика, которую публикует Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), еще менее оптимистична: 454 тысячи новых легковушек за девять месяцев. Судя по всему, разница между этими показателями — это пресловутый параллельный импорт: за три квартала в стране продана 21 тысяча «серых» машин.
Новые автомобили по «параллельным» схемам к нам везут преимущественно из Казахстана, Южной Кореи, Эмиратов и Китая, хотя надо помнить, что по меркам таможни новыми считаются машины возрастом до трех лет. Ассортимент марок и моделей широчайший — включая те электромобили, которые в минувшие месяцы побывали на тестах Авторевю. А ввоз автомобилей некоторых брендов удалось даже поставить на поток.