Игорь Владимирский — об итогах продаж автомобилей в 2014 году

Российский автомобильный рынок начал усыхать еще в 2013 году — тогда спрос упал на 5,5%. А в минувшем году продажи новых легковушек сократились еще на 10% — до 2 млн 341 тысячи автомобилей.

Но самое важное — впереди.

Летом падение спроса достигло 26%, но потом продажи вновь пошли вверх. Помогла госпрограмма обновления автопарка, в рамках которой за последние четыре месяца было продано 170 тысяч машин, да и надвигающийся кризис сказался: чтобы хоть как-то сберечь свои накопления после падения рубля, люди бросились покупать автомобили. В декабре ажиотажный спрос достиг пика: более 254 тысяч легковых машин! Таких продаж рынок не видел с лета 2012 года.

На рынке даже появились спекулянты, которые покупали новые машины для того, чтобы через некоторое время перепродать — уже по другой, гораздо более высокой, цене. А еще помогли жители сопредельных государств, входящих в Таможенный союз. В Беларуси и Казахстане народ хранит сбережения в основном в долларах, поэтому автомобили в российских автосалонах мигом стали для них почти в полтора раза дешевле. Одни только белорусы за два месяца вывезли из России (в основном из Москвы и западных регионов) 21500 автомобилей на 320 млн долларов, а казахи почти опустошили склады дилеров в южных областях.

Но несмотря на это Россия скатилась с шестого на восьмое место в мире по объему продаж новых автомобилей — кроме Китая (19,7 млн машин), США (16,5 млн), Японии (5,56 млн), Бразилии (3,33 млн) и Германии (3,04 млн) впереди оказались Индия (2,54 млн) и Великобритания (2,48 млн). Причем из перечисленных рынков в прошлом году падал только бразильский — на 7% против наших 10%.

Соотношение продаж автомобилей в России, цены нефти и курса рубля в 2008—2014 гг. С 2008 года мы отслеживаем соотношение между объемом продаж новых автомобилей в России, ценами на нефть референсной марки Brent и курсом рубля относительно доллара США: на нижнем графике линии идут почти синхронно. Лишь самый конец минувшего года выбивается из общей картины: на пороге кризиса люди начали активно скупать автомобили, чтобы хоть как-то сохранить сбережения. А график вверху отражает удивительно прочную связь между ценами на нефть и объемом российского рынка новых машин с 1999 по 2014 год. Вдобавок мы составили два прогноза на 2015 год: при оптимистичном сценарии цены на нефть возвращаются на прежний уровень, а продажи автомобилей снижаются до 1,6 млн автомобилей, а пессимистичный сценарий — это дальнейшее удешевление нефти до 30 долларов за баррель и падение рынка ниже миллиона автомобилей в год

По оценкам агентства Автостат, объем рынка подержанных машин в стране достиг 6,1 млн автомобилей — рост на 6%. И если доля кредитных продаж новых машин в прошлом году снизилась с 46% до почти 35%, то займом при покупке подержанной машины воспользовались 18% покупателей против 14% годом ранее — в первую очередь это заслуга дилеров, развивающих «бэушное» направление.

Неудивительно, что подержанные машины увели клиентов прежде всего у новых автомобилей нижнего ценового диапазона: продажи легковушек сегмента C+ сократились на 29%! Самый массовый сегмент B+ (785 тысяч машин или 33,6% рынка) сжался на 9% в основном из-за падения интереса к Ладам. Но даже спрос на относительно доступные кроссоверы и внедорожники классов B+ и C+ впервые просел на 6%. Зато продажи дорогих полноразмерных кроссоверов и внедорожников выросли на 16%, мощные спорткары стали популярнее на 8,5%, а новый Mercedes S-класса взорвал «легковой» сегмент F+: рост продаж на 28%!

В основном благодаря S-классу на 1,1% вырос и объем так называемого премиум-сегмента — до 204 тысяч машин. А вот новая волна китайского нашествия провалилась: четыре компании-новобранца вскладчину продали менее трех тысяч машин, а общий объем реализованных «китайцев» сократился со 101 до 82 тысяч автомобилей.

Быстрее рынка падает и импорт: почти на 16% — до 644 тысяч автомобилей. А на иномарки российской сборки приходится уже 58% продаж против 55% годом ранее.

Что нас ждет дальше?

В 2009 году, когда нефть подешевела до тех же 45 долларов за баррель, что и сейчас, наш автомобильный рынок сократился в два раза — до 1,37 млн машин. Теперь к нефти добавился еще и пикирующий рубль: цены растут, реальные доходы россиян тают на глазах. Поэтому не исключено, что на этот раз падение продаж окажется еще более глубоким.

А теперь — подробнее о продажах каждой марки. Как всегда, мы рассматривали только легковые автомобили, однообъемники, внедорожники и пикапы, оставив «за бортом» всю легкую коммерческую технику.

Доли различных сегментов рынка новых автомобилей в России в 2014 году

Лада (376804) за три года сократила долю рынка с 20% до 16%. Из всех моделей рост показал только по-прежнему дефицитный Ларгус (65156), производство которого в прошлом году вышло на плановый уровень. Гранта (152810) удержала звание российского бестселлера, но спрос упал на 8,5% даже несмотря на появление лифтбека. Калина (65609) топчется на месте, продажи старой Нивы (42932) и Приоры (47818) снизились на 17%. В остатке — ушедшая в отставку Самара (2409), электромобили Эллада (44 штуки проданы дилерам) и 26 универсалов ВАЗ-2104.

Kia (195691) вырвалась на второе место в абсолютном рейтинге. Спрос на Rio (93648) слегка подрос, а дуэт пятидверок cee’d (28159) и седанов Cerato (13193) возглавил рейтинг продаж класса C+: в сумме 41352 машины. В плюсе закончили год Sorento (10866) и Soul (6665), который после смены поколений не скован жесткими квотами. Но кроссоверу Sportage (30606) обновление не помогло, да и остальные модели сдали позиции: это Picanto (4452), Optima (2880), pro_cee’d (1599), Mohave (511) и Quoris (487), хотя Venga (2275) после ухода пятидверки Nissan Note лидирует среди микровэнов. Продажи купе Cerato Koup (350) прекращены еще летом.

Renault (191698): спад на 8% и откат со второго на третье место в абсолюте. Положительную динамику показал только Logan: 60434 машины двух поколений. Спрос на Duster (76138) после двухлетнего ажиотажа пошел вниз, а осенняя смена поколений не успела остановить падение продаж Sandero (36849). Fluence (8824) сдал почти вдвое, а Megane (5062) — в полтора раза; Koleos (2171) так и не вышел из рыночной тени конкурентов. Kangoo (1745) стал лидером среди «каблучков», но в этом году он уйдет с рынка, уступив место модели Dokker. На очереди из России — и непопулярные Scenic (324), Latitude (105), Clio RS (35) и Laguna Coupe (11).

Hyundai (178902): сбыт на прежнем уровне, а Solaris (114644) по-прежнему самый популярный среди иномарок. Улучшили результаты ix35 (34814), среди компактных кроссоверов уступивший только Дастеру, и семейство i40 (6886). Но Santa Fe (8128) теряет покупателей, i30 (5686) и Elantra (4898) серьезно отстают от более доступных близнецов под маркой Kia. Здоровяк Grand Santa Fe (2084) расходился лучше предшественника ix55, спрос на Equus (632) стабилен, неплохо стартовал новый Genesis (631), с ходу обогнавший Infiniti Q70. Veloster (239) и Grandeur (204) неинтересны покупателям, а поставки двухдверок Genesis Coupe (56) прекращены.

Nissan (161479): рост продаж на 11% обеспечила вазовская Almera (46225), но Qashqai (31710) после смены поколений и повышения цен просел — часть клиентов ожидаемо увел более доступный Terrano (10842). Новая Teana (9651) почти вдвое перекрыла результат предшественницы, но спрос на X-Trail (23573), Juke (20454) и Murano (4168) снизился, Pathfinder (3727) летом брал перерыв на смену поколений. Tiida (3598) ушла с рынка еще весной, а преемница Sentra (2380) вышла лишь в ноябре. Note (2185) больше не поставляется, спрос на внедорожники Patrol (1300) и пикапы NP300 (996) и Navara (544) упал, зато GT-R (126) поставил рекорд продаж.

Toyota (161442): пятый год непрерывного роста, хотя в этот раз почти всю пятипроцентную прибавку дал новый Highlander (13548), за которым выстраивались очереди. RAV4 (38919), Camry (34117), Land Cruiser Prado (17369), Land Cruiser 200 (14666) и пикап Hilux (6790) лидируют в своих классах с большим отрывом от конкурентов. Набирает обороты и Venza (5175), но дорожающая Corolla (27704) теряет покупателей, а и без того скромные продажи остальных моделей упали еще ниже — это Verso (1472), Auris (1411), Alphard (184), GT86 (60) и Prius (27).

Volkswagen (133571): затянувшееся обновление модельного ряда вылилось в падение продаж на 18%, причем почти на столько же сократились продажи Polo (58953). Из всей линейки рост показала только Jetta (23564). Tiguan (22186) просел на 20%, Touareg (7934) — на 10%, спрос на слишком дорогой Golf (6394) упал почти вдвое, а Passat (4460) перед сменой поколений достиг девятилетнего минимума. Неважно идут дела у пикапа Amarok (3875), седана Passat CC (1844) и «каблучка» Caddy (1625), хотя Beetle (992) оказался популярнее нового Mini. В остатке — Touran (730), Scirocco (150), Phaeton (53) и ушедший в отставку Golf Plus (811).

Chevrolet (123175), недавний лидер среди иностранных брендов, ныне скатился на восьмое место — спрос упал почти на треть даже несмотря на скидки. И если Niva (43441) просела только на 19%, то Cruze (29640) — почти вдвое. На треть упали продажи Aveo (16678), а Cobalt (15141) сильно недотягивает до былых успехов семейства Lacetti (30), которому он пришел на смену. Зато Captiva (7068) и TrailBlazer (2719) закончили год с приростом, хотя основные конкуренты еще далеко впереди. В упадке Orlando (4782) и Spark (2613); Tahoe (766) сдал в ожидании наследника, продажи седанов Malibu (135) и Epica (14) прекращены. На сладкое — Camaro (130) и Corvette Stingray (18).

Skoda (84437): падение спроса на 3,5% не остановил даже Rapid (19975 машин за девять месяцев), который с ходу обосновался в десятке лидеров класса B+, но вдобавок увел четверть покупателей у семейства Octavia (35292). Немного сдал Yeti (12718), сборка пятидверок Fabia (11691) в Калуге завершена еще весной — дилеры распродавали машины со складов. Superb (3776) и Roomster (985) в «минусе».

Mitsubishi (80134): рост на 1,8% благодаря повышенному спросу на кроссоверы Outlander (29040), внедорожники Pajero Sport (10234) и Pajero (7927), а также пикапы L200 (6041). Но компактный ASX (21989) сдает позиции, пожилой Lancer (4868) скатился на задворки гольф-класса, спрос на электромобили i-MiEV после громких госзакупок съежился до 29 штук, а из прощальной партии суперседанов Lancer Evolution X, состоявшей из двадцати машин, удалось продать только 6 экземпляров.

Opel (64985) падает вслед за Chevrolet: минус 20% спроса. Ярко выступила лишь Mokka (22763): привлекательные цены позволили увеличить спрос более чем в полтора раза. Но Astra J (17478 машин, включая трехдверки GTC) теряет покупателей, производство пожилых моделей Astra Family (6004) и Zafira Family (2279) прекращено осенью, а Antara (6078), Insignia (4509) и Zafira Tourer (2056) так и не смогли набрать обороты. Маленькие Corsa (2396) и Meriva (1422) просели вдвое.

Ford (56991) не может выбраться из кризиса: за два года продажи стремительно обрушились вдвое. Даже Kuga (15713) с ростом сбыта на треть не компенсировала это падение. Спрос на дорожающий Focus (27860) за последний год упал почти на 60% — лишь шестое место в классе C+. Mondeo (3609) перед сменой поколений и вовсе выпал из десятки лидеров класса D+. Сдуваются Explorer (4175) и S-MAX (237), кроссовер Edge (779) не оправдал ожиданий, зато Ranger (1253) и Galaxy (968) улучшили результаты. В ноябре на рынок вышел EcoSport (2396), а в остатке — один залежавшийся Grand C-MAX.

Mazda (50716): ставка на новый дизайн сыграла — продажи выросли на 18%! Заметно прибавили кроссовер CX-5 (24953 машины, третье место в классе) и семейство Mazda 3 (14315), вернувшееся в десятку лидеров класса C+. Небольшой прирост и у седана Mazda 6: 10671 машина и второе место в классе D+. Но продажи остальных моделей исчезающе малы: это кроссовер CX-9 (222), компактвэн Mazda 5 (195), купе-родстер MX-5 (13) и покинувший российский рынок хэтчбек Mazda 2 (347).

Mercedes-Benz (48940) упрочил лидерство в премиум-сегменте. Рост на 10% обеспечили новый S-класс (4331 автомобиль, включая 87 купе), который буквально раздавил всех соперников, а также компактные модели GLA (3506) и CLA (2695). Но спрос на ортодоксальные E-класс (7989 машин со всеми типами кузова) и C-класс (5155) пошел вниз, равно как и на кроссоверы GLK (6755). Зато здоровяки ML (6257) и GL (6251) расходились лучше, чем год назад, а G-класс (1002) впервые превысил отметку в тысячу машин. Рекорд продаж поставил и A-класс (2623), но сбыт B-класса (1166) упал. Остальное — семейство CLS (777), «каблучок» Citan (158), родстеры SLK (136) и SL (64), а также ушедшие в отставку купе CL (54) и суперкар SLS (21).

Daewoo (37695) теряет российский рынок, хотя еще четыре года назад объем продаж приближался к сотне тысяч машин. Спрос на древние модели Matiz (9561) и Nexia (9069) упал почти втрое, надежда — на более современный седан Gentra (19065).

BMW (35504): рост цен и натиск конкурентов вылились в падение сбыта на 16%. Зато третья серия (8158) стала самой продаваемой моделью премиум-сегмента. Продажи «пятерок» (7082) и «семерок» (866) снизились. Из кроссоверов рост показал только новый X5 (3998), но X3 (6376) заметно сдал, X6 (2619) притормозил перед сменой поколений, а X1 (3130) с появлением Мерседеса GLA просел вдвое. С появлением у конкурентов версий с кузовом седан резко пошли вниз продажи первой серии (1253). Из нишевых моделей неплохо расходится только четвертая серия (1014), спрос на «шестерку» (408) падает, а кроссовер X4 (400 машин за пять месяцев) и вторая серия (148 машин за десять месяцев) приняты прохладно. Остальное — родстеры Z4 (44), суперкары i8 (7) и один электромобиль i3.

У Audi (34014) спад лишь на 6%, но для опережения BMW этого оказалось мало. Удачный маркетинг оживил продажи A6 (5352), хотя главные конкуренты все еще впереди, а версия с кузовом седан подстегнула спрос на A3 (5208). Популярность кроссоверов падает, и если Q3 (7044) пока еще держит удар соперников от BMW и Мерседеса, то пожилые Q5 (5869) и Q7 (2320) эту битву проиграли. В серьезном минусе A4 (4066), A5 (1333) и A1 (814), зато после рестайлинга немного выросли продажи A8 (1051) и A7 (886). Новые купе TT появились у дилеров только осенью, поэтому за год продано лишь 59 машин двух поколений, а спрос на R8 (12) упал ниже прежнего минимума.

УАЗ (27833): пятипроцентный спад. Патриот (21056) с новой раздаткой поставил рекорд продаж, но Хантер терпит бедствие (3740 машин, падение на 40%), а Пикап (3037) так и не стал популярным.

SsangYong (25010): повышение цен аукнулось падением спроса на четверть: просели и компактный Actyon (14225), и рамный Kyron (8849). Зато Stavic (974) стал самым продаваемым минивэном, оттеснив Ford Galaxy на второе место. Спрос на крупный Rexton (567) и пикап Actyon Sports (395) минимален.

Lifan (23619) третий год лидирует среди китайских марок, а дешевый кроссовер X60 (17007) стал самым популярным автомобилем из Поднебесной. Но легковые модели Solano (4047) и Smily (1388) стремительно теряют покупателей, а новые седаны Cebrium (928) и Celliya (249) встречены на рынке прохладно.

Land Rover (21148): продажи стабильны, а самым популярным стал уходящий на покой Freelander (5385) с ростом на 6%. После смены поколений резко подскочил спрос на Range Rover Sport (3663), но «большой» Range Rover (4557) немного сдал, а пик моды на Range Rover Evoque (4311) прошел, и сбыт идет вниз уже два года. Интерес к моделям Discovery (2894) и Defender (338) стабилен.

Honda (20655): завышенные цены сократили спрос на 20%. Просел даже востребованный кроссовер CR-V (15543), пропустив вперед фордовскую Кугу. Accord (2130) и Civic (949) далеки от успехов предшественников, Pilot (1256) расходится вяло, а рост продаж показал только нишевый Crosstour (777).

Suzuki (19931) тоже подводят высокие цены и узкий модельный ряд — сбыт упал на 28%. Стареющие Grand Vitara (7859), SX4 Classic (3999) и Jimny (1218) теряют клиентов, а подросший New SX4 (6328) успеха не добился. Продажи хэтч­беков Swift (294) и Splash (229) минимальны, а седан Kizashi (4) ушел из России.

Lexus (19149): продажи выросли на 21%, причем прибавку дали сразу несколько моделей — это седаны ES (2871), IS (1795) и GS (1553), хотя до «немцев» им еще далеко, а также внедорожник GX (2332). Спрос на кроссоверы RX (6690) прежний, а вот наиболее дорогие внедорожники LX (2987) и седаны LS (224) заметно просели. Продажи хэтчбеков CT (70) стабильно низки, а в сентябре на рынок вышел кроссовер NX (627).

Geely (18828): за резким скачком последовало 30-процентное падение продаж — не помог даже выход переоцененного кроссовера Emgrand X7 (4228). Вдвое упал сбыт семейства Emgrand EC7 (7789), а на смену модели MK (4463) пришла модернизированная GC6 (2348).

Chery (18139): падение продаж на 9%, хотя старый кроссовер Tiggo (10824) расходился стабильно. Новые модели приняты осторожно — это Tiggo 5 (1567 машин за полгода) и седаны Bonus 3 (933 машины за полгода) и Arrizo 7 (245 машин за четыре месяца). Микровэн IndiS (1994) расходится вяло, поставки пятидверок Very (1060) и Bonus (913) украинской сборки заморожены. Остальное — модели M11 (277), Kimo (260) и ушедшие с российского рынка CrossEastar (65) и QQ6 (1).

Subaru (17557): скромный прирост на 4% — в основном благодаря кроссоверам Forester (10785) и XV (4429). Слегка поднажали универсал Outback (1950), новые суперседаны WRX (73) и WRX STI (61), а также купе BRZ (45), которое обзавелось «автоматом». Но Legacy (150) топчется на месте, а продажи седанов Impreza (35) и кроссоверов Tribeca (29) прекращены.

Citroen (16330) с падением спроса на треть вернулся на уровень 2010 года. Больше половины продаж приходится на локализованный седан C4 (8908), который не оправдал возложенных на него ожиданий. Прибавка — только у сменивших поколение компакт­вэнов C4 Picasso (247) и Grand C4 Picasso (360). Остальные модели в глубоком минусе: это седан C-Elysee (1942), хэтчбек C4 (683), «каблучок» Berlingo (1625), микровэн C3 Picasso (648), кроссовер C4 AirCross (553), семейство C5 (259) и крошка C1 (118). Провалилась и премиум-троица: DS4 (805), DS3 (90) и DS5 (81). В остатке — залежавшиеся C3 (10) и C-Crosser (1).

Peugeot (15653) впервые расположился в рейтинге ниже Ситроена: падение спроса на 41%. Седаны 408 (6539) и 301 (1752) расходились хуже родственных Ситроенов, кроссовер 2008 (1679) провалился из-за высоких цен и странного набора силовых агрегатов, серьезно сдали однообъемник 3008 (1302) и «каблучок» Partner Tepee (1299). Продажи остальных моделей еще ниже: это хэтчбеки 208 (961), 308 (654 машины двух поколений) и 107 (349), кроссоверы 4008 (549) и седаны 508 (448). Поставки купе RCZ (55) прекращены осенью, а еще продано 66 залежавшихся кроссоверов 4007.

Volvo (15421): спрос остался на уровне 2013 года. Кроссовер XC60 (6783) прибавил на треть и даже обогнал конкурентов из немецкой тройки, в «плюсе» закончил год и универсал XC70 (3413). Но продажи седанов S60 (1525) и S80 (360) заметно упали, в ожидании замены просел и XC90 (1970), а хэтчбек V40 Cross Country (1364) не прогрессировал. На дизель-электрические универсалы V60 Plug-in Hybrid нашлось только шесть покупателей.

Great Wall (15005): продажи снизились на четверть, а у постоянно дорожающих рамных внедорожников H3/H5 (11606) падение еще более ощутимо. Остальные модели так и не раскрутились в России — это пикап Wingle (1110), кроссовер H6 (995) и компактные переднеприводные пятидверки M4 (837) и M2 (457).

Datsun стартовал удачно: за четыре месяца продано 11414 седанов on-DO, хотя Гранта расходится таким тиражом за месяц.

Infiniti (8983): прирост на 3,5%. Помогло появление новых моделей QX60 (1802) и Q50 (702 машины за восемь месяцев) и рост спроса на кроссовер QX50 (1645). Но остальные в упадке: это кроссовер QX70 (2937), внедорожник QX80 (1154), седан Q70 (462) и двухдверки Q60 (21), а седаны серии G (260) распроданы еще весной.

Jeep (8221) показывает внушительный рост уже четвертый год подряд — благодаря отменному спросу на Grand Cherokee (6085), который вплотную приблизился к Мерседесу ML. Рекорды продаж поставили сменивший поколение Cherokee (887) и классический Wrangler (534), но компактный Compass (700) расходился вяло, а Liberty (15) и вовсе ушел с рынка.

Porsche (4707) тоже бьет рекорды — благодаря дефицитному кроссоверу Macan (1417), который собрал годовую очередь и заметно сократил спрос на Cayenne (2387). Прибавили Panamera (504) и семейство 911 (250), а вот «младшие» спорткары Boxster (88) и Cayman (61) слегка просели.

FAW (2164) занялся сменой дистрибьютора, поэтому к концу лета продажи практически встали, а по итогам года — двукратное падение. Большинство проданных машин — седаны V5 (1952) и Besturn B50 (162). Дешевый хэтчбек V2 (50) ушел с рынка еще прошлой зимой, а продажи седанов Oley и Besturn B70 так и не начались.

Mini (1750): спад интереса и сбои поставок вылились в снижение почти на 40%. Самая популярная модель — кроссовер Countryman (843); следом идут «обычный» Mini (756 машин двух поколений) и трехдверный паркетник Paceman (151).

Fiat (1686) не прогрессировал. Спад продаж древних «каблучков» Doblo Panorama (1154) компенсировал минивэн Freemont (339), спрос на ретрохэтчбек Fiat 500 (127) стабилен, а Punto (66) ушел с российского рынка.

Seat (1641) в конце года покинул российский рынок. Большинство проданных машин — семейства Leon (1340), следом идут Ibiza (140), Alhambra (108), Altea Freetrack (52) и один «пробный» лифтбек Toledo.

Jaguar (1628) просел на 5% из-за снижения спроса на представительский седан XJ (306). Но продажи моделей XF (1232) и F-Type (90) подросли.

Cadillac (1324) страдает от невнятного маркетинга: продажи падают третий год подряд, причем даже на кроссоверы SRX (783) и внедорожники Escalade (359). Легковые модели CTS (126) и ATS (56) провалились.

Changan (1144) — самый успешный новичок из Поднебесной. Кроссоверы CS35 (1119) продаются с февраля, но поставки седанов Eado (25) до сих пор не налажены.

Acura (1106): старт силами двух московских дилеров прошел неплохо. Основным спросом пользовался крупный кроссовер MDX (937), на среднеразмерный RDX нашлось лишь 143 покупателя, а в ноябре вышел седан TLX (26).

Haima (1009) раскручивается неспешно: за год продано 538 кроссоверов Haima 7, а весной к ним прибавились недорогие седаны M3 (471).

Brilliance (955): рестарт прошел вяло. С апреля продается кроссовер V5 (797), в августе ему на подмогу пришел седан H530 (158).

ZAZ (481) покинул российский рынок: последние автомобили Chance (372) и Vida (109) проданы летом.

JAC (424): второе пришествие в Россию не задалось. С апреля продано 414 кроссоверов S5, а поставки седанов J5 (10) украинской сборки завершились, толком не начавшись.

smart (368): расширение дилерской сети и набора модификаций почти вдвое подняло спрос на хэтч­беки fortwo.

Dongfeng (325) провел самый провальный старт продаж среди «китайцев»: с лета куплено лишь 211 хэтчбеков H30 Cross и 114 седанов S30.

Bentley (226) традиционно лидирует среди элитных марок, но продажи не растут уже второй год. Спрос лишь немного сместился от двухдверок Continental (149) к седанам Flying Spur (60), а Mulsanne, как и годом ранее, нашел 17 покупателей.

Chrysler (130): продажи седанов 300C (21) прекращены, и на рынке остался только минивэн Grand Voyager (109).

Rolls-Royce (115): спрос подскочил почти вдвое, причем катализатором стало купе Wraith (70). Продажи моделей Ghost (30) и Phantom (15) почти не изменились.

Tagaz (115) еще жив и понемногу собирает седаны Aquila (99), но производство китайских седанов C10 (12) и кроссоверов C190 (4) прекращено.

Alfa Romeo (105): рестарт провалился. За год продано 77 хэтчбеков Giulietta, а летом у дилеров появились трехдверки MiTo (21) и купе 4C (7).

Богдан (89): последние вазовские «десятки» украинской сборки проданы еще в марте.

Maserati (88): спрос вырос более чем на треть благодаря относительно доступным седанам Ghibli (57), но продажи моделей Quattroporte (24), GranTurismo (5) и GranCabrio (2) снижаются.

Luxgen (86) заморозил развитие в России, хотя кроссоверы Luxgen 7 SUV еще есть в продаже.

Ferrari (44): после падения продажи суперкаров вернулись на уровень 2012 года. Лучше других расходится среднемоторная Italia (22), следом — F12berlinetta (10), California (5) и FF (5), а еще в России куплено два гиперкара LaFerrari.

Dodge (26) покинул российский рынок: последние минивэны Journey (25) проданы летом, а еще покупателя нашел залежавшийся Caliber.

Lamborghini: продано 26 суперкаров против десяти годом ранее. В фаворе — самый дорогой Aventador (11); ушедший в отставку Gallardo нашел 8 покупателей, а к концу лета начались поставки купе Huracan (7).

Aston Martin теряет российских покупателей: продажи упали с 16 до 9 автомобилей — это купе Vanquish (4) и DB9 (2), а также хэтч­беки Rapide (3).

BYD (5) продал последние седаны F3, рестарт в России отложен.

При подготовке материала использованы данные Авторевю, Автостата и Ассоциации европейского бизнеса.

Российские продажи новых автомобилей официальными дилерами за 2014 год (в сравнении с 2013 годом)
Марки 2014 г. 2013 г. Динамика, % Доля рынка*, %
Лада 376804 446151 –15,5 16,10
Kia 195691 198018 –1,2 8,36
Renault 191698 207849 –7,8 8,19
Hyundai 178902 180029 –0,6 7,64
Nissan 161479 145802 +10,8 6,90
Toyota 161442 154382 +4,6 6,90
Volkswagen 133571 162211 –17,7 5,71
Chevrolet 123175 174649 –29,5 5,26
Skoda 84437 87456 –3,5 3,61
Mitsubishi 80134 78747 +1,8 3,42
Opel 64985 81421 –20,2 2,78
Ford 56991 92908 –38,7 2,43
Mazda 50716 43179 +17,5 2,17
Mercedes-Benz 48940 44381 +10,3 2,09
Daewoo 37695 60829 –38,0 1,61
BMW 35504 42071 –15,6 1,52
Audi 34014 36150 –5,9 1,45
УАЗ 27833 29244 –4,8 1,19
SsangYong 25010 34055 –26,6 1,07
Lifan 23619 27467 –14,0 1,01
Land Rover 21148 21030 +0,6 0,90
Honda 20655 25741 –19,8 0,88
Suzuki 19931 27724 –28,1 0,85
Lexus 19149 15768 +21,4 0,82
Geely 18828 27263 –30,9 0,80
Chery 18139 19855 –8,6 0,77
Subaru 17557 16831 +4,3 0,75
Citroen 16330 23992 –31,9 0,70
Peugeot 15653 26491 –40,9 0,67
Volvo 15421 15017 +2,7 0,66
Great Wall 15005 19954 –24,8 0,64
Datsun 11414 0 0,49
Infiniti 8983 8677 +3,5 0,38
Jeep 8221 5250 +56,6 0,35
Porsche 4707 3790 +24,2 0,20
FAW 2164 4838 –55,3 0,09
Mini 1750 2800 –37,5 0,07
Fiat 1686 1683 +0,2 0,07
Seat 1641 3375 –51,4 0,07
Jaguar 1628 1710 –4,8 0,07
Cadillac 1324 1513 –12,5 0,06
Changan 1144 0 0,05
Acura 1106 0 0,05
Haima 1009 401 +152 0,04
Brilliance 955 0 0,04
ZAZ 481 3260 –85,2 0,02
JAC 424 0 0,02
smart 368 193 +90,7 0,02
Dongfeng 325 0 0,01
Bentley 226 222 +1,8 0,01
Chrysler 130 159 –18,2 0,01
Rolls-Royce 115 59** +94,9 0,00
Tagaz 115 289 –60,2 0,00
Alfa Romeo 105 18 +483 0,00
Богдан 89 1967 –95,5 0,00
Maserati 88 64** +37,5 0,00
Luxgen 86 62 +38,7 0,00
Ferrari 44 33** +33,3 0,00
Dodge 26 192 –86,5 0,00
Lamborghini 26 10 +160 0,00
Aston Martin 9 16** –43,8 0,00
BYD 5 106 –95,3 0,00
Maybach 0 1**
Spyker 0 2
Vortex 0 1005

* Зеленая стрелка — увеличение доли рынка, красная — уменьшение
** Импорт новых автомобилей в Россию

    Рейтинг популярности. Легковые автомобили

Класс A+
Четырех и пятиместные автомобили длиной до 3800 мм
Daewoo Matiz 9561 –59,3%*
Kia Picanto 4452 –11,4%
Chevrolet Spark 2613 –9,9%
Lifan Smily 1388 –37,5%
smart fortwo 368 +90,7%
Peugeot 107 349 –59,2%
Chery Kimo 260 –33,2%
Suzuki Splash 229 –33,2%
Fiat 500 127 +2,4%
Citroen C1 118 –60,0%
Класс B+
Пятиместные автомобили длиной от 3800 до 4200 мм для хэтчбеков и от 4200 до 4500 мм — для седанов и лифтбеков
Лада Гранта 152810 –8,5%
Hyundai Solaris 114644 +0,6%
Renault Logan/Sandero 97283 +2,8%
Kia Rio 93648 +4,3%
Лада Калина 65609 –3,5%
Volkswagen Polo 58953 –18,8%
Лада Приора 47818 –17,1%
Nissan Almera 46225 +179%
Skoda Rapid 19975
Chevrolet Aveo 16678 –30,1%
Класс C+
Пятиместные автомобили длиной от 4200 до 4500 мм для хэтчбеков и от 4500 до 4700 мм — для седанов и лифтбеков
Kia cee’d/Cerato 41352 –10,1%
Skoda Octavia 35292 –23,0%
Volkswagen Golf/Jetta 29958 –2,9%
Chevrolet Cruze 29640 –45,5%
Toyota Corolla/Auris 29115 –11,4%
Ford Focus 27860 –58,5%
Daewoo Gentra 19065 +126%
Mazda 3 14315 +23,7%
Opel Astra J 13989 –41,5%
Renault Megane/Fluence 13819 –40,4%
Класс D+
Пятиместные автомобили длиной от 4600 до 4850 мм
Toyota Camry 34117 +3,7%
Mazda 6 10671 +2,8%
Nissan Teana 9651 +72,0%
BMW третьей/четвертой серии 8283** +5,7%
Hyundai i40 6886 +8,6%
Mercedes-Benz C-класса 4860 –12,8%
Audi A4/A5 Sportback 4828 –18,4%
Opel Insignia 4509 +1,6%
Volkswagen Passat 4460 –41,5%
Skoda Superb 3776 –12,7%
Класс E+
Пятиместные автомобили длиной от 4850 до 5050 мм
BMW пятой серии 7082 –9,4%
Mercedes-Benz E-класса 6371 –16,6%
Audi A6 5352 +12,5%
Volvo S80/XC70 3773 +3,3%
Lexus ES 2871 +18,8%
Lexus GS 1553 +10,5%
Jaguar XF 1232 +2,8%
Audi A7 Sportback 886 +2,0%
Mercedes-Benz CLS 777 –11,8%
Hyundai Genesis 631
Класс F+
Четырех- или пятиместные автомобили длиной более 5050 мм
Mercedes-Benz S-класса 4244 +158%
Audi A8 1051 +13,5%
BMW седьмой серии 866 –33,3%
Hyundai Equus 632 +0,2%
Kia Quoris 487 –26,0%
Jaguar XJ 306 –31,5%
Lexus LS 224 –49,9%
Bentley Flying Spur 60 +42,9%
Volkswagen Phaeton 53 –15,9%
Rolls-Royce Ghost 30 +11,1%
Прогулочные купе и кабриолеты
Трехдверные хэтчбеки длиной более 4200 мм, купе и кабриолеты с двигателями мощностью до 200 л.с. включительно
Opel Astra GTC 3489 –50,6%
Kia pro_cee’d 1599 –8,6%
Volkswagen Beetle 992 +473%
Hyundai i30 380** –55,8%
Kia Cerato Koup 350 –18,2%
Hyundai Veloster 239 +5,3%
BMW первой серии 217** –54,0%
Volkswagen Scirocco 150 –51,8%
BMW второй серии 148
Mini Cabrio/Coupe/Roadster 87 –39,6%
Спортивные купе и кабриолеты
Купе и кабриолеты с двигателями мощностью более 200 л.с.
Mercedes-Benz E-класса 1618 +19,9%
BMW третьей/четвертой серии 889** +186%
Audi A5 571 –16,8%
Mercedes-Benz C-класса 295 –49,1%
Porsche 911 250 +34,4%
BMW шестой серии 237** –39,2%
Bentley Continental 149 –8,6%
Porsche Boxster/Cayman 149 –9,1%
Mercedes-Benz CL/S-класса 141 +39,6%
Mercedes-Benz SLK 136 +18,3%

* Динамика продаж (в сравнении с 2013 годом). ** Ориентировочные данные

    Рейтинг популярности. Кроссоверы, внедорожники и пикапы

Кроссоверы и внедорожники класса B+
Пятиместные хэтчбеки и универсалы длиной до 4200 мм, с дорожным просветом от 160 мм и возможным приводом на все колеса
Chevrolet Niva 43441 –18,6%
Лада 4×4 42932 –16,9%
Nissan Juke 20454 –8,6%
Kia Soul 6665 +116%
Suzuki SX4 Classic 3999 –68,7%
Ford EcoSport 2396
Peugeot 2008 1679
Suzuki Jimny 1218 –18,5%
Changan CS35 1119
Mini Countryman/Paceman 994 –42,3%
Кроссоверы и внедорожники класса C+
Пятиместные универсалы длиной от 4200 до 4500 мм, с дорожным просветом от 160 мм и возможным приводом на все колеса
Renault Duster 76138 –9,0%
Hyundai ix35 34814 +9,8%
Nissan Qashqai 31710 –22,2%
Kia Sportage 30606 –8,5%
Opel Mokka 22763 +67,0%
Volkswagen Tiguan 22186 –20,3%
Mitsubishi ASX 21989 –11,8%
Lifan X60 17007 +7,6%
SsangYong Actyon 14225 –29,4%
Skoda Yeti 12718 –6,8%
Кроссоверы и внедорожники класса D+
Пяти- или семиместные универсалы длиной от 4500 до 4800 мм, с дорожным просветом от 160 мм и возможным приводом на все колеса
Toyota RAV4 38919 –2,4%
Mitsubishi Outlander 29040 +9,4%
Mazda CX-5 24953 +25,5%
Nissan X-Trail 23573 –13,5%
УАЗ Патриот 21056 +10,4%
Ford Kuga 15713 +31,1%
Honda CR-V 15543 –15,2%
Great Wall H3/H5 11606 –35,6%
Kia Sorento 10866 +12,1%
Subaru Forester 10785 +0,7%
Кроссоверы и внедорожники класса E+
Пяти- или семиместные универсалы длиной от 4800 до 5000 мм, с дорожным просветом от 160 мм и приводом на все колеса
Toyota Land Cruiser Prado 17369 +19,6%
Toyota Highlander 13548 +86,8%
Volkswagen Touareg 7934 –9,8%
Mitsubishi Pajero 7927 +25,1%
Lexus RX 6690 +0,7%
Mercedes-Benz ML 6257 +15,3%
Jeep Grand Cherokee 6085 +56,1%
Toyota Venza 5175 +16,9%
Ford Explorer 4175 –17,1%
Nissan Murano 4168 –5,8%
Кроссоверы и внедорожники класса F+
Пяти- или семиместные универсалы длиной более 5000 мм, с дорожным просветом от 160 мм и приводом на все колеса
Toyota Land Cruiser 200 14666 +7,3%
Mercedes-Benz GL 6251 +0,7%
Range Rover 4557 –6,7%
Lexus LX 2987 –11,8%
Audi Q7 2320 –14,1%
Nissan Patrol 1300 –20,2%
Infiniti QX80 1154 –4,0%
Chevrolet Tahoe 766 –51,3%
Cadillac Escalade 359 –27,6%
Пикапы
Четырех- или пятиместные автомобили с грузовой платформой и приводом на все колеса
Toyota Hilux 6790 +9,4%
Mitsubishi L200 6041 +9,5%
Volkswagen Amarok 3875 –5,2%
УАЗ Пикап 3037 –23,8%
Ford Ranger 1253 +82,1%
Great Wall Wingle 1110 +49,2%
Nissan NP300 996 –26,5%
Nissan Navara 544 –8,3%
SsangYong Actyon Sports 395 –61,1%
Land Rover Defender 4* –33,3%
* Ориентировочные данные

    Рейтинг популярности. Легковые автомобили повышенной вместимости

Микровэны
Пятиместные хэтчбеки и однообъемники длиной до 4300 мм и высотой от 1550 до 1700 мм
Kia Venga 2275 –40,1%
Nissan Note 2185 –77,3%
Chery IndiS 1994 –42,6%
Opel Meriva 1422 –48,3%
Skoda Roomster 985 –28,6%
Volkswagen Golf Plus 811 –77,8%
Citroen C3 Picasso 648 –42,5%
Great Wall M2 457 –24,8%
Компактвэны
Пяти- или семиместные универсалы и однообъемники длиной от 4300 мм до 4700 мм и высотой от 1550 до 1700 мм
Лада Ларгус 65156 +13,0%
Chevrolet Orlando 4782 –34,5%
Opel Zafira Family 2279 –46,3%
Opel Zafira Tourer 2056 –14,2%
Toyota Verso 1472 –28,3%
Peugeot 3008 1302 –44,6%
Mercedes-Benz B-класса 1166 –46,9%
Volkswagen Touran 730 –32,6%
Citroen C4 Picasso/Grand C4 Picasso 607 +54,8%
Renault Scenic 324 –38,4%
Минивэны
Пяти- или семиместные универсалы и однообъемники длиной более 4700 мм и высотой более 1650 мм
SsangYong Stavic 974
Ford Galaxy 968 +28,9%
Fiat Freemont 339 +214%
Ford S-MAX 237 –33,4%
Toyota Alphard 184 –53,8%
Chrysler Grand Voyager 109 +91,2%
Seat Alhambra 108 +17,4%
Dodge Journey 25 –86,7%
Грузопассажирские универсалы повышенной вместимости
Пяти- или семиместные универсалы высотой от 1800 мм и возможной грузовой модификацией
Renault Kangoo 1745 –20,5%
Citroen Berlingo 1625 –39,0%
Volkswagen Caddy 1625 –13,3%
Peugeot Partner Tepee 1299 –45,6%
Fiat Doblo Panorama 1154 –15,3%
Mercedes-Benz Citan 158

Авторевю

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.