Гусары, шутки в сторону. Perdana — вовсе не машина для неудачников. Уже более двадцати лет так называется флагман малайзийской компании Proton, а с местного языка это слово переводится не иначе как «главный». Вот только всю свою историю Perdana была лицензионным продуктом. Машина первого поколения выпускалась с 1994 по 2009 год и представляла собой слегка перелицованный седан Mitsubishi Eterna (разновидность Галанта). Второе поколение вышло в 2013-м — это и вовсе была копия американской модели Honda Accord образца 2007 года. Увы, третье поколение не стало самостоятельным: в основе новой Перданы лежит все тот же Accord девятилетней давности, но заметно переработанный.
Главное отличие — кузов: ниже пояса он прежний, однако крыша сделана более покатой, а в задних стойках появились дополнительные окошки. Разумеется, изменено оформление передка и кормы, а в итоге Perdana выглядит стремительнее и солиднее Аккорда. Колесная база прежняя (2800 мм), зато малайзийский седан получился на 50—70 мм длиннее японского: у базового варианта от носа до хвоста 4999 мм, а у топ-версии с дополнительным обвесом — 5020 мм. Почти Lexus LS!
Аккордовский салон остался практически в первозданном виде, разве что вместо обычной аудиосистемы в Малайзии поставили современную «мультимедию» с сенсорным экраном диагональю 6,2 дюйма. И теперь Perdana щеголяет сразу двумя дисплеями: на верхнем отображаются часы, настройки климат-контроля и карта навигации, а с нижнего осуществляется управление самим навигатором и «музыкой».
Техника тоже досталась в наследство от Хонды 2007 года — вплоть до классического гидроусилителя руля, хотя современные Аккорды имеют электроусилитель. Моторы — бензиновые атмосферные «четверки» объемом 2,0 л (154 л.с.) и 2,4 л (178 л.с.), обе работают в паре с пятиступенчатым «автоматом». Но уже в следующем году появится версия с двухлитровым турбомотором собственной разработки (181 л.с.), причем, по соглашению с Хондой, такие машины можно будет отправлять на экспорт.
А вот комплектации вызывают недоумение. Базовая Perdana имеет двухзонный климат-контроль, кожаные вставки на сиденьях, электропривод сиденья водителя и мультимедиасистему, но при этом — только четыре подушки безопасности и простую АБС. Система стабилизации есть только у версии с мотором 2.4, равно как и кожаный салон, навигатор и электропривод сиденья переднего пассажира, однако занавесок безопасности нет и здесь, хотя у исходного Аккорда они были. Весьма странная экономия.
Прежнюю Пердану собирали на малайзийском заводе Honda, но выпуск машины третьего поколения организован на собственном предприятии компании Proton в Шах-Аламе. И если прежняя модель не поступала в свободную продажу (седаны распределяли между чиновниками), то новую смогут приобрести все желающие по цене от 27800 долларов. Нынешний Accord в Малайзии дороже — минимум 34400 долларов. Потому и план продаж амбициозный: семь тысяч машин в год, — хотя оригинальный Accord в прошлом году нашел 8366 покупателей, а Toyota Camry разошлась в Малайзии тиражом 4859 экземпляров.
Однако Perdana — первый и последний Proton, созданный в кооперации с Хондой. Еще в прошлом году малайцы подписали договор о сотрудничестве с компанией Suzuki, в рамках которого уже через несколько месяцев начнется выпуск новых недорогих моделей по японской лицензии. Вышедший было в свободное плавание Proton быстро начал идти ко дну: за 15 лет его доля рынка упала с 53% до 15%. За последнее время производитель уже получил от правительства 3,4 млрд долларов помощи, а недавно появились слухи о скором возврате контрольного пакета акций государству.