Российский автомобильный рынок начал усыхать еще в 2013 году — тогда спрос упал на 5,5%. А в минувшем году продажи новых легковушек сократились еще на 10% — до 2 млн 341 тысячи автомобилей.
Но самое важное — впереди.
Летом падение спроса достигло 26%, но потом продажи вновь пошли вверх. Помогла госпрограмма обновления автопарка, в рамках которой за последние четыре месяца было продано 170 тысяч машин, да и надвигающийся кризис сказался: чтобы хоть как-то сберечь свои накопления после падения рубля, люди бросились покупать автомобили. В декабре ажиотажный спрос достиг пика: более 254 тысяч легковых машин! Таких продаж рынок не видел с лета 2012 года.
На рынке даже появились спекулянты, которые покупали новые машины для того, чтобы через некоторое время перепродать — уже по другой, гораздо более высокой, цене. А еще помогли жители сопредельных государств, входящих в Таможенный союз. В Беларуси и Казахстане народ хранит сбережения в основном в долларах, поэтому автомобили в российских автосалонах мигом стали для них почти в полтора раза дешевле. Одни только белорусы за два месяца вывезли из России (в основном из Москвы и западных регионов) 21500 автомобилей на 320 млн долларов, а казахи почти опустошили склады дилеров в южных областях.
Но несмотря на это Россия скатилась с шестого на восьмое место в мире по объему продаж новых автомобилей — кроме Китая (19,7 млн машин), США (16,5 млн), Японии (5,56 млн), Бразилии (3,33 млн) и Германии (3,04 млн) впереди оказались Индия (2,54 млн) и Великобритания (2,48 млн). Причем из перечисленных рынков в прошлом году падал только бразильский — на 7% против наших 10%.
По оценкам агентства Автостат, объем рынка подержанных машин в стране достиг 6,1 млн автомобилей — рост на 6%. И если доля кредитных продаж новых машин в прошлом году снизилась с 46% до почти 35%, то займом при покупке подержанной машины воспользовались 18% покупателей против 14% годом ранее — в первую очередь это заслуга дилеров, развивающих «бэушное» направление.
Неудивительно, что подержанные машины увели клиентов прежде всего у новых автомобилей нижнего ценового диапазона: продажи легковушек сегмента C+ сократились на 29%! Самый массовый сегмент B+ (785 тысяч машин или 33,6% рынка) сжался на 9% в основном из-за падения интереса к Ладам. Но даже спрос на относительно доступные кроссоверы и внедорожники классов B+ и C+ впервые просел на 6%. Зато продажи дорогих полноразмерных кроссоверов и внедорожников выросли на 16%, мощные спорткары стали популярнее на 8,5%, а новый Mercedes S-класса взорвал «легковой» сегмент F+: рост продаж на 28%!
В основном благодаря S-классу на 1,1% вырос и объем так называемого премиум-сегмента — до 204 тысяч машин. А вот новая волна китайского нашествия провалилась: четыре компании-новобранца вскладчину продали менее трех тысяч машин, а общий объем реализованных «китайцев» сократился со 101 до 82 тысяч автомобилей.
Быстрее рынка падает и импорт: почти на 16% — до 644 тысяч автомобилей. А на иномарки российской сборки приходится уже 58% продаж против 55% годом ранее.
Что нас ждет дальше?
В 2009 году, когда нефть подешевела до тех же 45 долларов за баррель, что и сейчас, наш автомобильный рынок сократился в два раза — до 1,37 млн машин. Теперь к нефти добавился еще и пикирующий рубль: цены растут, реальные доходы россиян тают на глазах. Поэтому не исключено, что на этот раз падение продаж окажется еще более глубоким.
А теперь — подробнее о продажах каждой марки. Как всегда, мы рассматривали только легковые автомобили, однообъемники, внедорожники и пикапы, оставив «за бортом» всю легкую коммерческую технику.
Доли различных сегментов рынка новых автомобилей в России в 2014 году |
Лада (376804) за три года сократила долю рынка с 20% до 16%. Из всех моделей рост показал только по-прежнему дефицитный Ларгус (65156), производство которого в прошлом году вышло на плановый уровень. Гранта (152810) удержала звание российского бестселлера, но спрос упал на 8,5% даже несмотря на появление лифтбека. Калина (65609) топчется на месте, продажи старой Нивы (42932) и Приоры (47818) снизились на 17%. В остатке — ушедшая в отставку Самара (2409), электромобили Эллада (44 штуки проданы дилерам) и 26 универсалов ВАЗ-2104.
Kia (195691) вырвалась на второе место в абсолютном рейтинге. Спрос на Rio (93648) слегка подрос, а дуэт пятидверок cee’d (28159) и седанов Cerato (13193) возглавил рейтинг продаж класса C+: в сумме 41352 машины. В плюсе закончили год Sorento (10866) и Soul (6665), который после смены поколений не скован жесткими квотами. Но кроссоверу Sportage (30606) обновление не помогло, да и остальные модели сдали позиции: это Picanto (4452), Optima (2880), pro_cee’d (1599), Mohave (511) и Quoris (487), хотя Venga (2275) после ухода пятидверки Nissan Note лидирует среди микровэнов. Продажи купе Cerato Koup (350) прекращены еще летом.
Renault (191698): спад на 8% и откат со второго на третье место в абсолюте. Положительную динамику показал только Logan: 60434 машины двух поколений. Спрос на Duster (76138) после двухлетнего ажиотажа пошел вниз, а осенняя смена поколений не успела остановить падение продаж Sandero (36849). Fluence (8824) сдал почти вдвое, а Megane (5062) — в полтора раза; Koleos (2171) так и не вышел из рыночной тени конкурентов. Kangoo (1745) стал лидером среди «каблучков», но в этом году он уйдет с рынка, уступив место модели Dokker. На очереди из России — и непопулярные Scenic (324), Latitude (105), Clio RS (35) и Laguna Coupe (11).
Hyundai (178902): сбыт на прежнем уровне, а Solaris (114644) по-прежнему самый популярный среди иномарок. Улучшили результаты ix35 (34814), среди компактных кроссоверов уступивший только Дастеру, и семейство i40 (6886). Но Santa Fe (8128) теряет покупателей, i30 (5686) и Elantra (4898) серьезно отстают от более доступных близнецов под маркой Kia. Здоровяк Grand Santa Fe (2084) расходился лучше предшественника ix55, спрос на Equus (632) стабилен, неплохо стартовал новый Genesis (631), с ходу обогнавший Infiniti Q70. Veloster (239) и Grandeur (204) неинтересны покупателям, а поставки двухдверок Genesis Coupe (56) прекращены.
Nissan (161479): рост продаж на 11% обеспечила вазовская Almera (46225), но Qashqai (31710) после смены поколений и повышения цен просел — часть клиентов ожидаемо увел более доступный Terrano (10842). Новая Teana (9651) почти вдвое перекрыла результат предшественницы, но спрос на X-Trail (23573), Juke (20454) и Murano (4168) снизился, Pathfinder (3727) летом брал перерыв на смену поколений. Tiida (3598) ушла с рынка еще весной, а преемница Sentra (2380) вышла лишь в ноябре. Note (2185) больше не поставляется, спрос на внедорожники Patrol (1300) и пикапы NP300 (996) и Navara (544) упал, зато GT-R (126) поставил рекорд продаж.
Toyota (161442): пятый год непрерывного роста, хотя в этот раз почти всю пятипроцентную прибавку дал новый Highlander (13548), за которым выстраивались очереди. RAV4 (38919), Camry (34117), Land Cruiser Prado (17369), Land Cruiser 200 (14666) и пикап Hilux (6790) лидируют в своих классах с большим отрывом от конкурентов. Набирает обороты и Venza (5175), но дорожающая Corolla (27704) теряет покупателей, а и без того скромные продажи остальных моделей упали еще ниже — это Verso (1472), Auris (1411), Alphard (184), GT86 (60) и Prius (27).
Volkswagen (133571): затянувшееся обновление модельного ряда вылилось в падение продаж на 18%, причем почти на столько же сократились продажи Polo (58953). Из всей линейки рост показала только Jetta (23564). Tiguan (22186) просел на 20%, Touareg (7934) — на 10%, спрос на слишком дорогой Golf (6394) упал почти вдвое, а Passat (4460) перед сменой поколений достиг девятилетнего минимума. Неважно идут дела у пикапа Amarok (3875), седана Passat CC (1844) и «каблучка» Caddy (1625), хотя Beetle (992) оказался популярнее нового Mini. В остатке — Touran (730), Scirocco (150), Phaeton (53) и ушедший в отставку Golf Plus (811).
Chevrolet (123175), недавний лидер среди иностранных брендов, ныне скатился на восьмое место — спрос упал почти на треть даже несмотря на скидки. И если Niva (43441) просела только на 19%, то Cruze (29640) — почти вдвое. На треть упали продажи Aveo (16678), а Cobalt (15141) сильно недотягивает до былых успехов семейства Lacetti (30), которому он пришел на смену. Зато Captiva (7068) и TrailBlazer (2719) закончили год с приростом, хотя основные конкуренты еще далеко впереди. В упадке Orlando (4782) и Spark (2613); Tahoe (766) сдал в ожидании наследника, продажи седанов Malibu (135) и Epica (14) прекращены. На сладкое — Camaro (130) и Corvette Stingray (18).
Skoda (84437): падение спроса на 3,5% не остановил даже Rapid (19975 машин за девять месяцев), который с ходу обосновался в десятке лидеров класса B+, но вдобавок увел четверть покупателей у семейства Octavia (35292). Немного сдал Yeti (12718), сборка пятидверок Fabia (11691) в Калуге завершена еще весной — дилеры распродавали машины со складов. Superb (3776) и Roomster (985) в «минусе».
Mitsubishi (80134): рост на 1,8% благодаря повышенному спросу на кроссоверы Outlander (29040), внедорожники Pajero Sport (10234) и Pajero (7927), а также пикапы L200 (6041). Но компактный ASX (21989) сдает позиции, пожилой Lancer (4868) скатился на задворки гольф-класса, спрос на электромобили i-MiEV после громких госзакупок съежился до 29 штук, а из прощальной партии суперседанов Lancer Evolution X, состоявшей из двадцати машин, удалось продать только 6 экземпляров.
Opel (64985) падает вслед за Chevrolet: минус 20% спроса. Ярко выступила лишь Mokka (22763): привлекательные цены позволили увеличить спрос более чем в полтора раза. Но Astra J (17478 машин, включая трехдверки GTC) теряет покупателей, производство пожилых моделей Astra Family (6004) и Zafira Family (2279) прекращено осенью, а Antara (6078), Insignia (4509) и Zafira Tourer (2056) так и не смогли набрать обороты. Маленькие Corsa (2396) и Meriva (1422) просели вдвое.
Ford (56991) не может выбраться из кризиса: за два года продажи стремительно обрушились вдвое. Даже Kuga (15713) с ростом сбыта на треть не компенсировала это падение. Спрос на дорожающий Focus (27860) за последний год упал почти на 60% — лишь шестое место в классе C+. Mondeo (3609) перед сменой поколений и вовсе выпал из десятки лидеров класса D+. Сдуваются Explorer (4175) и S-MAX (237), кроссовер Edge (779) не оправдал ожиданий, зато Ranger (1253) и Galaxy (968) улучшили результаты. В ноябре на рынок вышел EcoSport (2396), а в остатке — один залежавшийся Grand C-MAX.
Mazda (50716): ставка на новый дизайн сыграла — продажи выросли на 18%! Заметно прибавили кроссовер CX-5 (24953 машины, третье место в классе) и семейство Mazda 3 (14315), вернувшееся в десятку лидеров класса C+. Небольшой прирост и у седана Mazda 6: 10671 машина и второе место в классе D+. Но продажи остальных моделей исчезающе малы: это кроссовер CX-9 (222), компактвэн Mazda 5 (195), купе-родстер MX-5 (13) и покинувший российский рынок хэтчбек Mazda 2 (347).
Mercedes-Benz (48940) упрочил лидерство в премиум-сегменте. Рост на 10% обеспечили новый S-класс (4331 автомобиль, включая 87 купе), который буквально раздавил всех соперников, а также компактные модели GLA (3506) и CLA (2695). Но спрос на ортодоксальные E-класс (7989 машин со всеми типами кузова) и C-класс (5155) пошел вниз, равно как и на кроссоверы GLK (6755). Зато здоровяки ML (6257) и GL (6251) расходились лучше, чем год назад, а G-класс (1002) впервые превысил отметку в тысячу машин. Рекорд продаж поставил и A-класс (2623), но сбыт B-класса (1166) упал. Остальное — семейство CLS (777), «каблучок» Citan (158), родстеры SLK (136) и SL (64), а также ушедшие в отставку купе CL (54) и суперкар SLS (21).
Daewoo (37695) теряет российский рынок, хотя еще четыре года назад объем продаж приближался к сотне тысяч машин. Спрос на древние модели Matiz (9561) и Nexia (9069) упал почти втрое, надежда — на более современный седан Gentra (19065).
BMW (35504): рост цен и натиск конкурентов вылились в падение сбыта на 16%. Зато третья серия (8158) стала самой продаваемой моделью премиум-сегмента. Продажи «пятерок» (7082) и «семерок» (866) снизились. Из кроссоверов рост показал только новый X5 (3998), но X3 (6376) заметно сдал, X6 (2619) притормозил перед сменой поколений, а X1 (3130) с появлением Мерседеса GLA просел вдвое. С появлением у конкурентов версий с кузовом седан резко пошли вниз продажи первой серии (1253). Из нишевых моделей неплохо расходится только четвертая серия (1014), спрос на «шестерку» (408) падает, а кроссовер X4 (400 машин за пять месяцев) и вторая серия (148 машин за десять месяцев) приняты прохладно. Остальное — родстеры Z4 (44), суперкары i8 (7) и один электромобиль i3.
У Audi (34014) спад лишь на 6%, но для опережения BMW этого оказалось мало. Удачный маркетинг оживил продажи A6 (5352), хотя главные конкуренты все еще впереди, а версия с кузовом седан подстегнула спрос на A3 (5208). Популярность кроссоверов падает, и если Q3 (7044) пока еще держит удар соперников от BMW и Мерседеса, то пожилые Q5 (5869) и Q7 (2320) эту битву проиграли. В серьезном минусе A4 (4066), A5 (1333) и A1 (814), зато после рестайлинга немного выросли продажи A8 (1051) и A7 (886). Новые купе TT появились у дилеров только осенью, поэтому за год продано лишь 59 машин двух поколений, а спрос на R8 (12) упал ниже прежнего минимума.
УАЗ (27833): пятипроцентный спад. Патриот (21056) с новой раздаткой поставил рекорд продаж, но Хантер терпит бедствие (3740 машин, падение на 40%), а Пикап (3037) так и не стал популярным.
SsangYong (25010): повышение цен аукнулось падением спроса на четверть: просели и компактный Actyon (14225), и рамный Kyron (8849). Зато Stavic (974) стал самым продаваемым минивэном, оттеснив Ford Galaxy на второе место. Спрос на крупный Rexton (567) и пикап Actyon Sports (395) минимален.
Lifan (23619) третий год лидирует среди китайских марок, а дешевый кроссовер X60 (17007) стал самым популярным автомобилем из Поднебесной. Но легковые модели Solano (4047) и Smily (1388) стремительно теряют покупателей, а новые седаны Cebrium (928) и Celliya (249) встречены на рынке прохладно.
Land Rover (21148): продажи стабильны, а самым популярным стал уходящий на покой Freelander (5385) с ростом на 6%. После смены поколений резко подскочил спрос на Range Rover Sport (3663), но «большой» Range Rover (4557) немного сдал, а пик моды на Range Rover Evoque (4311) прошел, и сбыт идет вниз уже два года. Интерес к моделям Discovery (2894) и Defender (338) стабилен.
Honda (20655): завышенные цены сократили спрос на 20%. Просел даже востребованный кроссовер CR-V (15543), пропустив вперед фордовскую Кугу. Accord (2130) и Civic (949) далеки от успехов предшественников, Pilot (1256) расходится вяло, а рост продаж показал только нишевый Crosstour (777).
Suzuki (19931) тоже подводят высокие цены и узкий модельный ряд — сбыт упал на 28%. Стареющие Grand Vitara (7859), SX4 Classic (3999) и Jimny (1218) теряют клиентов, а подросший New SX4 (6328) успеха не добился. Продажи хэтчбеков Swift (294) и Splash (229) минимальны, а седан Kizashi (4) ушел из России.
Lexus (19149): продажи выросли на 21%, причем прибавку дали сразу несколько моделей — это седаны ES (2871), IS (1795) и GS (1553), хотя до «немцев» им еще далеко, а также внедорожник GX (2332). Спрос на кроссоверы RX (6690) прежний, а вот наиболее дорогие внедорожники LX (2987) и седаны LS (224) заметно просели. Продажи хэтчбеков CT (70) стабильно низки, а в сентябре на рынок вышел кроссовер NX (627).
Geely (18828): за резким скачком последовало 30-процентное падение продаж — не помог даже выход переоцененного кроссовера Emgrand X7 (4228). Вдвое упал сбыт семейства Emgrand EC7 (7789), а на смену модели MK (4463) пришла модернизированная GC6 (2348).
Chery (18139): падение продаж на 9%, хотя старый кроссовер Tiggo (10824) расходился стабильно. Новые модели приняты осторожно — это Tiggo 5 (1567 машин за полгода) и седаны Bonus 3 (933 машины за полгода) и Arrizo 7 (245 машин за четыре месяца). Микровэн IndiS (1994) расходится вяло, поставки пятидверок Very (1060) и Bonus (913) украинской сборки заморожены. Остальное — модели M11 (277), Kimo (260) и ушедшие с российского рынка CrossEastar (65) и QQ6 (1).
Subaru (17557): скромный прирост на 4% — в основном благодаря кроссоверам Forester (10785) и XV (4429). Слегка поднажали универсал Outback (1950), новые суперседаны WRX (73) и WRX STI (61), а также купе BRZ (45), которое обзавелось «автоматом». Но Legacy (150) топчется на месте, а продажи седанов Impreza (35) и кроссоверов Tribeca (29) прекращены.
Citroen (16330) с падением спроса на треть вернулся на уровень 2010 года. Больше половины продаж приходится на локализованный седан C4 (8908), который не оправдал возложенных на него ожиданий. Прибавка — только у сменивших поколение компактвэнов C4 Picasso (247) и Grand C4 Picasso (360). Остальные модели в глубоком минусе: это седан C-Elysee (1942), хэтчбек C4 (683), «каблучок» Berlingo (1625), микровэн C3 Picasso (648), кроссовер C4 AirCross (553), семейство C5 (259) и крошка C1 (118). Провалилась и премиум-троица: DS4 (805), DS3 (90) и DS5 (81). В остатке — залежавшиеся C3 (10) и C-Crosser (1).
Peugeot (15653) впервые расположился в рейтинге ниже Ситроена: падение спроса на 41%. Седаны 408 (6539) и 301 (1752) расходились хуже родственных Ситроенов, кроссовер 2008 (1679) провалился из-за высоких цен и странного набора силовых агрегатов, серьезно сдали однообъемник 3008 (1302) и «каблучок» Partner Tepee (1299). Продажи остальных моделей еще ниже: это хэтчбеки 208 (961), 308 (654 машины двух поколений) и 107 (349), кроссоверы 4008 (549) и седаны 508 (448). Поставки купе RCZ (55) прекращены осенью, а еще продано 66 залежавшихся кроссоверов 4007.
Volvo (15421): спрос остался на уровне 2013 года. Кроссовер XC60 (6783) прибавил на треть и даже обогнал конкурентов из немецкой тройки, в «плюсе» закончил год и универсал XC70 (3413). Но продажи седанов S60 (1525) и S80 (360) заметно упали, в ожидании замены просел и XC90 (1970), а хэтчбек V40 Cross Country (1364) не прогрессировал. На дизель-электрические универсалы V60 Plug-in Hybrid нашлось только шесть покупателей.
Great Wall (15005): продажи снизились на четверть, а у постоянно дорожающих рамных внедорожников H3/H5 (11606) падение еще более ощутимо. Остальные модели так и не раскрутились в России — это пикап Wingle (1110), кроссовер H6 (995) и компактные переднеприводные пятидверки M4 (837) и M2 (457).
Datsun стартовал удачно: за четыре месяца продано 11414 седанов on-DO, хотя Гранта расходится таким тиражом за месяц.
Infiniti (8983): прирост на 3,5%. Помогло появление новых моделей QX60 (1802) и Q50 (702 машины за восемь месяцев) и рост спроса на кроссовер QX50 (1645). Но остальные в упадке: это кроссовер QX70 (2937), внедорожник QX80 (1154), седан Q70 (462) и двухдверки Q60 (21), а седаны серии G (260) распроданы еще весной.
Jeep (8221) показывает внушительный рост уже четвертый год подряд — благодаря отменному спросу на Grand Cherokee (6085), который вплотную приблизился к Мерседесу ML. Рекорды продаж поставили сменивший поколение Cherokee (887) и классический Wrangler (534), но компактный Compass (700) расходился вяло, а Liberty (15) и вовсе ушел с рынка.
Porsche (4707) тоже бьет рекорды — благодаря дефицитному кроссоверу Macan (1417), который собрал годовую очередь и заметно сократил спрос на Cayenne (2387). Прибавили Panamera (504) и семейство 911 (250), а вот «младшие» спорткары Boxster (88) и Cayman (61) слегка просели.
FAW (2164) занялся сменой дистрибьютора, поэтому к концу лета продажи практически встали, а по итогам года — двукратное падение. Большинство проданных машин — седаны V5 (1952) и Besturn B50 (162). Дешевый хэтчбек V2 (50) ушел с рынка еще прошлой зимой, а продажи седанов Oley и Besturn B70 так и не начались.
Mini (1750): спад интереса и сбои поставок вылились в снижение почти на 40%. Самая популярная модель — кроссовер Countryman (843); следом идут «обычный» Mini (756 машин двух поколений) и трехдверный паркетник Paceman (151).
Fiat (1686) не прогрессировал. Спад продаж древних «каблучков» Doblo Panorama (1154) компенсировал минивэн Freemont (339), спрос на ретрохэтчбек Fiat 500 (127) стабилен, а Punto (66) ушел с российского рынка.
Seat (1641) в конце года покинул российский рынок. Большинство проданных машин — семейства Leon (1340), следом идут Ibiza (140), Alhambra (108), Altea Freetrack (52) и один «пробный» лифтбек Toledo.
Jaguar (1628) просел на 5% из-за снижения спроса на представительский седан XJ (306). Но продажи моделей XF (1232) и F-Type (90) подросли.
Cadillac (1324) страдает от невнятного маркетинга: продажи падают третий год подряд, причем даже на кроссоверы SRX (783) и внедорожники Escalade (359). Легковые модели CTS (126) и ATS (56) провалились.
Changan (1144) — самый успешный новичок из Поднебесной. Кроссоверы CS35 (1119) продаются с февраля, но поставки седанов Eado (25) до сих пор не налажены.
Acura (1106): старт силами двух московских дилеров прошел неплохо. Основным спросом пользовался крупный кроссовер MDX (937), на среднеразмерный RDX нашлось лишь 143 покупателя, а в ноябре вышел седан TLX (26).
Haima (1009) раскручивается неспешно: за год продано 538 кроссоверов Haima 7, а весной к ним прибавились недорогие седаны M3 (471).
Brilliance (955): рестарт прошел вяло. С апреля продается кроссовер V5 (797), в августе ему на подмогу пришел седан H530 (158).
ZAZ (481) покинул российский рынок: последние автомобили Chance (372) и Vida (109) проданы летом.
JAC (424): второе пришествие в Россию не задалось. С апреля продано 414 кроссоверов S5, а поставки седанов J5 (10) украинской сборки завершились, толком не начавшись.
smart (368): расширение дилерской сети и набора модификаций почти вдвое подняло спрос на хэтчбеки fortwo.
Dongfeng (325) провел самый провальный старт продаж среди «китайцев»: с лета куплено лишь 211 хэтчбеков H30 Cross и 114 седанов S30.
Bentley (226) традиционно лидирует среди элитных марок, но продажи не растут уже второй год. Спрос лишь немного сместился от двухдверок Continental (149) к седанам Flying Spur (60), а Mulsanne, как и годом ранее, нашел 17 покупателей.
Chrysler (130): продажи седанов 300C (21) прекращены, и на рынке остался только минивэн Grand Voyager (109).
Rolls-Royce (115): спрос подскочил почти вдвое, причем катализатором стало купе Wraith (70). Продажи моделей Ghost (30) и Phantom (15) почти не изменились.
Tagaz (115) еще жив и понемногу собирает седаны Aquila (99), но производство китайских седанов C10 (12) и кроссоверов C190 (4) прекращено.
Alfa Romeo (105): рестарт провалился. За год продано 77 хэтчбеков Giulietta, а летом у дилеров появились трехдверки MiTo (21) и купе 4C (7).
Богдан (89): последние вазовские «десятки» украинской сборки проданы еще в марте.
Maserati (88): спрос вырос более чем на треть благодаря относительно доступным седанам Ghibli (57), но продажи моделей Quattroporte (24), GranTurismo (5) и GranCabrio (2) снижаются.
Luxgen (86) заморозил развитие в России, хотя кроссоверы Luxgen 7 SUV еще есть в продаже.
Ferrari (44): после падения продажи суперкаров вернулись на уровень 2012 года. Лучше других расходится среднемоторная Italia (22), следом — F12berlinetta (10), California (5) и FF (5), а еще в России куплено два гиперкара LaFerrari.
Dodge (26) покинул российский рынок: последние минивэны Journey (25) проданы летом, а еще покупателя нашел залежавшийся Caliber.
Lamborghini: продано 26 суперкаров против десяти годом ранее. В фаворе — самый дорогой Aventador (11); ушедший в отставку Gallardo нашел 8 покупателей, а к концу лета начались поставки купе Huracan (7).
Aston Martin теряет российских покупателей: продажи упали с 16 до 9 автомобилей — это купе Vanquish (4) и DB9 (2), а также хэтчбеки Rapide (3).
BYD (5) продал последние седаны F3, рестарт в России отложен.
При подготовке материала использованы данные Авторевю, Автостата и Ассоциации европейского бизнеса.
Российские продажи новых автомобилей официальными дилерами за 2014 год (в сравнении с 2013 годом) | ||||
Марки | 2014 г. | 2013 г. | Динамика, % | Доля рынка*, % |
Лада | 376804 | 446151 | –15,5 | 16,10 |
Kia | 195691 | 198018 | –1,2 | 8,36 |
Renault | 191698 | 207849 | –7,8 | 8,19 |
Hyundai | 178902 | 180029 | –0,6 | 7,64 |
Nissan | 161479 | 145802 | +10,8 | 6,90 |
Toyota | 161442 | 154382 | +4,6 | 6,90 |
Volkswagen | 133571 | 162211 | –17,7 | 5,71 |
Chevrolet | 123175 | 174649 | –29,5 | 5,26 |
Skoda | 84437 | 87456 | –3,5 | 3,61 |
Mitsubishi | 80134 | 78747 | +1,8 | 3,42 |
Opel | 64985 | 81421 | –20,2 | 2,78 |
Ford | 56991 | 92908 | –38,7 | 2,43 |
Mazda | 50716 | 43179 | +17,5 | 2,17 |
Mercedes-Benz | 48940 | 44381 | +10,3 | 2,09 |
Daewoo | 37695 | 60829 | –38,0 | 1,61 |
BMW | 35504 | 42071 | –15,6 | 1,52 |
Audi | 34014 | 36150 | –5,9 | 1,45 |
УАЗ | 27833 | 29244 | –4,8 | 1,19 |
SsangYong | 25010 | 34055 | –26,6 | 1,07 |
Lifan | 23619 | 27467 | –14,0 | 1,01 |
Land Rover | 21148 | 21030 | +0,6 | 0,90 |
Honda | 20655 | 25741 | –19,8 | 0,88 |
Suzuki | 19931 | 27724 | –28,1 | 0,85 |
Lexus | 19149 | 15768 | +21,4 | 0,82 |
Geely | 18828 | 27263 | –30,9 | 0,80 |
Chery | 18139 | 19855 | –8,6 | 0,77 |
Subaru | 17557 | 16831 | +4,3 | 0,75 |
Citroen | 16330 | 23992 | –31,9 | 0,70 |
Peugeot | 15653 | 26491 | –40,9 | 0,67 |
Volvo | 15421 | 15017 | +2,7 | 0,66 |
Great Wall | 15005 | 19954 | –24,8 | 0,64 |
Datsun | 11414 | 0 | — | 0,49 |
Infiniti | 8983 | 8677 | +3,5 | 0,38 |
Jeep | 8221 | 5250 | +56,6 | 0,35 |
Porsche | 4707 | 3790 | +24,2 | 0,20 |
FAW | 2164 | 4838 | –55,3 | 0,09 |
Mini | 1750 | 2800 | –37,5 | 0,07 |
Fiat | 1686 | 1683 | +0,2 | 0,07 |
Seat | 1641 | 3375 | –51,4 | 0,07 |
Jaguar | 1628 | 1710 | –4,8 | 0,07 |
Cadillac | 1324 | 1513 | –12,5 | 0,06 |
Changan | 1144 | 0 | — | 0,05 |
Acura | 1106 | 0 | — | 0,05 |
Haima | 1009 | 401 | +152 | 0,04 |
Brilliance | 955 | 0 | — | 0,04 |
ZAZ | 481 | 3260 | –85,2 | 0,02 |
JAC | 424 | 0 | — | 0,02 |
smart | 368 | 193 | +90,7 | 0,02 |
Dongfeng | 325 | 0 | — | 0,01 |
Bentley | 226 | 222 | +1,8 | 0,01 |
Chrysler | 130 | 159 | –18,2 | 0,01 |
Rolls-Royce | 115 | 59** | +94,9 | 0,00 |
Tagaz | 115 | 289 | –60,2 | 0,00 |
Alfa Romeo | 105 | 18 | +483 | 0,00 |
Богдан | 89 | 1967 | –95,5 | 0,00 |
Maserati | 88 | 64** | +37,5 | 0,00 |
Luxgen | 86 | 62 | +38,7 | 0,00 |
Ferrari | 44 | 33** | +33,3 | 0,00 |
Dodge | 26 | 192 | –86,5 | 0,00 |
Lamborghini | 26 | 10 | +160 | 0,00 |
Aston Martin | 9 | 16** | –43,8 | 0,00 |
BYD | 5 | 106 | –95,3 | 0,00 |
Maybach | 0 | 1** | — | — |
Spyker | 0 | 2 | — | — |
Vortex | 0 | 1005 | — | — |
* Зеленая стрелка — увеличение доли рынка, красная — уменьшение |
Рейтинг популярности. Легковые автомобили
|
|
|
|
|
|
|
|
* Динамика продаж (в сравнении с 2013 годом). ** Ориентировочные данные |
Рейтинг популярности. Кроссоверы, внедорожники и пикапы
|
|
|
|
|
|
* Ориентировочные данные |
Рейтинг популярности. Легковые автомобили повышенной вместимости
|
|
|
|