– Для прохода на выставку у вас должны быть пресс-удостоверение, особая журналистская виза, официальное приглашение в Китай, заверенное печатью письмо из редакции. Хорошо бы еще сам журнал с вашими статьями.
– Но у меня только паспорт и пресс-карта…
– Ладно, держите пропуск.
Едва получив заветный журналистский беджик, ты отходишь на несколько шагов – и попадаешь в окружение людей, предлагающих выкупить его у тебя за сходную цену. Не продается? Но, может быть, интересует досуг с девушками – или что-то из веселящих препаратов?
Оглушительная музыка, пресс-материалы на китайском и местная пресса, заинтересованная исключительно в манекенщицах, – неизменные атрибуты любого китайского автосалона, хоть в Пекине, хоть в Шанхае. Но главным на них прежде все-таки был дикий драйв китайского автопрома – с десятком новинок и концепт-каров на каждом стенде и обещаниями уже завтра покорить мир.
А в этот раз?
Идешь вдоль стендов глобальных марок – Audi Q3, Volkswagen Beetle, Citroen DS5, Nissan Tiida, Chevrolet Malibu… Я в Шанхае или по ошибке прилетел на салон в Нью-Йорк? Дело даже не в количестве мировых новинок, которых в этот раз было больше, чем когда-либо. Стенды зарубежных и китайских производителей в Шанхае расположены вперемежку – и порой сложно сразу определить, на чьей территории ты находишься. И сами автомобили уже не столь надежная подсказка.
– Лучше всего мы умеем учиться, то есть копировать чужой удачный опыт, – говорит мне знакомый китаец.
Топ-уровень оформления стендов и дизайна самих машин китайцы переняли на отлично – но, подтянувшись почти до западных стандартов, все оказались на одно лицо. Взгляните на новые автомобили Chery, Geely, Great Wall – они давно перестали быть бессовестными копиями, но сможете ли вы отличить их друг от друга?
Автомобильные дизайнеры и маркетологи называют это brand identity – индивидуальность бренда. Ее нет ни у одной китайской марки – и сами китайцы это прекрасно понимают, поэтому и слышишь на каждом стенде: «Нам нужен новый бренд». Правда, не все понимают, что бренд нельзя взять и заказать, например, в итальянском ателье – и европейские дизайнеры этим пользуются, открывая все новые и новые представительства в Китае.
Прыжок к европейской планке, кажется, истощил местные компании – мало кто представляет теперь больше одной-двух новинок. Нынешний Шанхайский салон оказался самым высококлассным и самым скучным одновременно.
Нечто похожее происходит и с китайским рынком. В прошлом году продажи выросли на 32% – до 18 млн машин, включая 3 млн единиц коммерческого транспорта. Но начало нового года обещает итоговый рост всего на 10-15%. Производители озабочены, а государство вместо создания новых стимулов, наоборот, вводит сдерживающие меры – в Пекине в этом году разрешено будет зарегистрировать всего 240 тысяч новых автомобилей. Правительство в очередной раз повышает цены на бензин – они уже перекрыли российские: литр топлива в Поднебесной стоит больше доллара. А в новой пятилетней программе развития автопрома говорится, что национальные компании должны активизировать разработку электромобилей и гибридомобилей – мол, в этой области Китай меньше всего отстает от мира.
Отвечать на все вызовы рынка могут лишь считанные компании – продолжая расти, китайская автоиндустрия расслаивается. Крупных производителей оригинальных легковых автомобилей, сравнимых по объемам выпуска хотя бы с АвтоВАЗом, в стране единицы: все те же Chery, Geely, BYD, Great Wall.
Зато продолжает увеличиваться доля иностранных компаний. О них – в первую очередь.
|
|
Класс А
Шанхайский салон, в отличие от открывшегося на день позже Нью-йоркского, формально не относится к международной категории А. Но и фольксвагеновский босс Мартин Винтеркорн, и мерседесовец Дитер Цетше, и Акио Тойода для своих визитов выбрали не Штаты, а Поднебесную. И Volkswagen Beetle, и Chevrolet Malibu, и четырехдверный Kia Rio, и Subaru Impreza нового поколения – все эти новинки, актуальные для американского рынка, на день раньше показали в Китае!
Новый Mercedes A-класса для Штатов событие тоже более знаковое, чем для Китая: беби-Бенц впервые планируется поставлять и в Америку. Но официальная премьера концептуального А-класса все равно состоялась сначала в Шанхае и лишь потом – в Нью-Йорке.
Новый А-класс – «автомобиль с другой планеты», как гласит пресс-релиз. Совершенно иной дизайн, другая компоновка – это больше не компактвэн, а скорее обычный хэтчбек гольф-класса. Интерьер – тоже революция! По габаритам и размеру колесной базы (2699 мм) машина – нечто среднее между нынешними Мерседесами А- и B-класса, а место хитрой задней подвески «с дышлом» заняла «обычная» многорычажка от С-класса. Новое семейство «четверок» M270 с турбонаддувом и непосредственным впрыском разработано под поперечное расположение в моторном отсеке – на концептуальной трехдверке такой двигатель объемом 2.0 л развивает 210 л.с. и работает в паре с семиступенчатым преселективным «роботом».
Дебют серийного автомобиля намечен на 2012 год, причем обещано четыре типа кузова: помимо пятидверки ждем седан и кабриолет.
А вот новый концептуальный флагман Volvo Universe показали только в Шанхае – шведская компания уже год как принадлежит фирме Geely. Мало того, по словам шведов, Председатель Ли (так они называют владельца Geely бизнесмена Ли Шуфу) лично контролировал и даже корректировал работу над седаном Universe!
– У Volvo XC60 и S60 слишком много декора, – объясняют шведы мотивы расставания с уже бывшим шеф-дизайнером Стивом Маттином. – Мы хотим вспомнить наши традиции и чистые пропорции.
Процессом заведует вернувшийся в Volvo Питер Хорбери. Передком Universe напоминает седаны 140-й серии начала семидесятых, а дугообразный выступ на капоте тут и вовсе от модели PV544. Но смотришь на Universe сбоку и сзади – и вспоминаешь, что в перерыве между работой в Volvo Хорбери отвечал еще и за внешность Ягуаров и Астон Мартинов.
В Поднебесной, по словам шведов, вообще прохладно восприняли нынешние Volvo за их излишне обтекаемые формы – тут в почете солидные трехобъемные силуэты. Чтобы Universe выглядел как люксовый заднеприводный седан, вольвовцы даже пошли на уловку: подкапотное пространство спроектировано так, что ради увеличения колесной базы и уменьшения переднего свеса поперечно расположенный силовой агрегат должен быть развернут на 180° – главной передачей вперед. Правда, пока Universe – лишь натурный макет, но на Volvo сейчас идет работа над новой «масштабируемой» платформой SPA (Scalable Platform Architecture) и над новым семейством двигателей, с помощью которых можно будет по фольксвагеновскому модульному принципу «собирать» автомобили различных размеров: от гольф-класса до представительского седана.
Первенцем платформы SPA должен стать седан S80 следующего поколения, а сам Universe превратится во флагманский Volvo S90. Правда, сначала шведы хотят дождаться реакции публики в Америке и Европе.
Французы тоже надеются угодить китайцам: без шума и излишней помпы показали концепт-кар Peugeot SXС, что означает Shanghai Cross Concept. Будущая замена клонам кроссовера Mitsubishi Outlander XL?
Туда же метят и американцы: концепт-кроссовер Buick Envision разработан силами СП Shanghai-GM и центра PATAC. Мысленно отбросьте подъемные двери и четырехместный техноминималистичный интерьер – и перед нами очередной представитель джиэмовского семейства паркетников, созданных на той платформе, которую сейчас делят Cadillac SRX и Saab 9-4X. Buick имеет ту же «интеллектуальную» полноприводную трансмиссию с двумя муфтами Haldex и электронноуправляемые амортизаторы с магнитореологической жидкостью. Причем Envision может оказаться и гибридным – концепт-кар оснащен новой джиэмовской комбинированной силовой установкой: бензиновый атмосферник 2.0 SIDI, литий-ионная батарея с возможностью подзарядки от бытовой сети и электромеханический вариатор, подобный тому, какой применяется на гибридных внедорожниках Chevrolet Tahoe Hybrid, но более компактный и адаптированный под автомобили с поперечным расположением силового агрегата.
Партия – их рулевой
Китайцы, обмеряющие на автосалонах европейские и японские машины, – привычное зрелище. Но представляете главу концерна Volkswagen Мартина Винтеркорна и шефа всех фольксвагеновских конструкторов Ульриха Хакенберга с рулетками возле китайского седана Baojun 630?
Baojun 630 – явление нового времени. Китайское правительство не устраивает ситуация, когда зарубежные концерны даже в рамках паритетных СП с местными автозаводами все равно имеют главенствующую роль. Поэтому теперь по указанию ЦК Коммунистической партии Китая заявки на расширение производства и строительство новых заводов в рамках СП будут одобрены только при условии создания на их базе новых локальных брендов и новых автомобилей с оригинальным китайским дизайном и «западной» технической начинкой.
Кто-то волю компартии даже предугадал – СП Guangzhou-Honda еще три года назад объявило о запуске бренда LiNian (или Everus в англоязычном варианте). В конце марта на конвейер встал первенец – чуть преображенный седанчик Honda City прежнего поколения. Практически одновременно на рынок выходит и марка Baojun, созданная в рамках СП SAIC-GM-Wuling.
– Хм, передний свес слишком длинный: почти метр, – удивлялись Винтеркорн с Хакенбергом. – Ну-ка, а что под капотом? Слишком много пустоты. Видимо, машина построена на старой платформе…
Это так: Baojun 630 сделан на основе Chevrolet Lacetti предыдущего поколения. Точно так же поступит и Nissan – в Шанхае от лица СП Dongfeng-Nissan был представлен концептуальный седан новой марки Venucia на основе платформы B альянса Renault-Nissan. Планы создания аналогичных локальных суббрендов уже озвучили Hyundai и Kia…
А что Volkswagen? Высокий спрос на архаичные, зато дешевые Джетты и Сантаны сказался на реноме марки – современный Passat, например, по результатам продаж уступает новеньким седанам Honda Accord, Toyota Camry и Nissan Teana. Однако у VW в Китае есть аж два СП – с концернами FAW и SAIC – значит, и новых брендов фольксвагеновцам придется создавать тоже два?
Если решение партии будет выполнено, то в ближайшие год-два китайский рынок должен заполниться десятком новых национальных марок – ведь в рамках СП тут работают все производители. Но на деле правительство получит то, чего на китайских дорогах и так хоть отбавляй, – машины на основе зарубежных платформ второй и третьей свежести.
Зато потребители останутся в выигрыше – автомобили совместных брендов будут дешевле иномарок примерно на 20%: и Baojun, и LiNian будут стоить около 10-12 тысяч долларов. Интересно, что как раз в этой нише существуют независимые китайские автопроизводители, такие как Chery, Geely, BYD и Great Wall, которые самостоятельно вкладывались в ноу-хау, переманивая зарубежных специалистов или выкупая технологии. Не выйдет ли так, что компартия придушит их собственными руками?
Витрина
Cтенд концерна SAIC – парадная витрина китайского автопрома. В конце прошлого года в Шанхае начался выпуск седанов и хэтчбеков MG6, а в марте из китайских машинокомплектов их начали собирать в британском Лонгбридже – завод ожил впервые за шесть последних лет.
Но главное – китайские автомобили MG не зазорно показать в Европе! К примеру, MG3 нового поколения – это больше не гольф-хэтчбек на основе Сивика, а современный четырехметровый автомобильчик европейского B-класса: неброский, но стильный интерьер с приличным пластиком, плотные европейские сиденья, удобная посадка, хваткий руль, приборы с модными «отвесными» стрелками.
MG3 разработан конструкторами из британского НТЦ и дизайнерами под руководством бывшего роверовца Тони Вильямса. В его основе – новая, но простенькая платформа Global Zero с полузависимой задней подвеской. Двигателей два – 1.3 (88 л.с.) либо 1.5 (109 л.с.), с каждым из которых доступна либо пятиступенчатая «механика», либо «робот» разработки Magneti Marelli. А цена в Китае – от 10 до 13 тысяч долларов, чуть дороже автомобилей Geely или Chery.
Следующий шаг для MG – хэтчбек гольф-класса MG5, который в Шанхае был представлен в виде концепции. Технически он станет близнецом седана Roewe 350, который выпускается с прошлого года.
Автомобили Roewe теперь отодвинуты на окраину стенда SAIC – и из новинок там только седан 750 (бывший Rover 75) с новыми макияжем и интерьером. Шанхайский концерн на распутье: пока рыночный результат обеспечивает только Roewe (у MG до прошлой осени продавались только старые MG3SW и MG7), и выход модели Roewe 350 увеличил спрос в полтора раза, но в целом за прошлый год SAIC реализовал лишь 160 тысяч машин двух собственных марок. А ведь на новых производственных мощностях, по словам китайских топ-менеджеров, уже через три года должно выпускаться по 600-700 тысяч машин. Лакмусовой бумажкой станет MG3 – результаты его продаж, в том числе и за пределами Китая, определят, насколько успешна была затея китайцев с покупкой роверовского наследства.
Ошибаться SAIC тоже может, и напоминанием об этом на фирменном стенде стал внедорожник Roewe W2 – перелицованный SsangYong Actyon прошлого поколения. Корейскую компанию SAIC довел до банкротства – китайцы своей доли теперь лишены, но, похоже, прихватили «на память» чертежи старых моделей SsangYong.
Реалии
Обознаться невозможно: высокий бородач в очках – это Герт Хильдебранд, бывший дизайнер Mini. Но что он делает тут в Шанхае, на стенде компании Chery? В ответ Хильдебранд протягивает визитку с аббревиатурой CQAC – теперь он шеф-дизайнер СП Chery Quantum Auto, созданного Chery и израильским холдингом Quantum, известным по совместному с фирмой Renault электромобильному проекту Better Place.
– В следующем году мы представим новую марку и совершенно свежие автомобили, ты будешь удивлен, – улыбается Хильдебранд.
А ведь всего два года назад компания Chery уже представляла новый бренд, даже два: «премиумный» Riich и внедорожный Rely, которые дополнили «народную» марку Chery. Особого успеха это не принесло: доступная Chery – по-прежнему самая популярная китайская марка, а на Riich спрос минимален. Теперь китайцы, похоже, решили начать «брендостроение» заново и по уму – с именитыми партнерами, дизайнером первой величины и внушительными инвестициями: под пятилетний план развития Chery только что получила от Китайского банка развития кредит на 6,6 млрд долларов!
Но рекламный слоган, под которым Chery представляла свои нынешние модели, настраивает на иной лад – Safe and Save. «Спаси и сохрани»? Премьера номер один – новый Chery Eastar, пришедший на смену ветерану, слизанному с седана Daewoo Magnus. Eastar действительно новый – он стал крупнее и теперь он похож на Camry, но интерьер – почти как у Audi! Главное – сделана попытка избавиться от унаследованной от Магнуса тесноты на заднем диване: колесная база выросла на 68 мм – до 2768 мм, хотя для современного автомобиля D-класса это не бог весть какое достижение. По двигателям Eastar унифицирован с «премиумными» седанами Riich G5 и G6 – под капотом у него 139-сильный двухлитровый атмосферник Acteco, в оснащении появились подушки безопасности и ESP, а вместо «автомата» – вариатор.
Впрочем, старый Eastar на покой не отправлен – с подправленной внешностью его продолжат выпускать под именем Cowin 5 с мотором 1.8 и вариатором. Причем именно этот автомобиль планируется в конце года вернуть на наш рынок (прежний Eastar в России не продавался с 2006 года), а новый навороченный Eastar оказался для этого слишком дорог.
Модернизацию перенесла и Chery Fora – в новом виде она именуется Chery E5. Главные изменения – улучшенный интерьер и вариатор в паре с прежним мотором 1.8. А с конца прошлого года в Китае продается обновленный Tiggo – с совершенно другим передком, салоном и компрессорным (!) мотором 1.6 мощностью 150 л.с. Правда, такая версия может быть только переднеприводной.
И Chery E5, и новый Tiggo, и Cowin 5 тоже должны появиться в России к середине осени, но собирать и продвигать эти модели будет ТагАЗ под брендом Vortex. А дилеры Chery останутся только с легковушками – и среди них могло бы оказаться и купе Riich Z5, прототип которого журналистам показывали еще пять лет назад, но серийную версию с двухлитровым 160-сильным турбомотором и «автоматом» до ума довели только сейчас. Однако прежде чем импортировать такой автомобиль, нужно на порядок повысить продажи обычных «бюджетных» Chery в России – эту задачу должны решить седан и хэтчбек Bonus (Chery A13) и кроссовер Chery S18, которые были показаны еще прошлым летом на Московском автосалоне (АР №17, 2010) и в продажу поступят уже к лету, причем цены на Bonus будут начинаться с 330 тысяч рублей.
Еще совсем недавно экспозиции фирмы Great Wall на автосалонах были летописью пиратских атак на интеллектуальную собственность именитых марок, но теперь копии Тойот и Фиатов задвинуты в самые дальние углы стенда, а модель GW Peri вообще снята с производства (причем, говоря о причинах этого, китайцы мямлят, что машина, дескать, «не пошла», хотя известно, что FIAT неоднократно подавал иски о ее подозрительной схожести с Пандой). За последние пять лет компания открыла уже два собственных дизайн-центра, и вот результаты – главные новинки, кроссовер Haval IF и пикап Wingle CL (что значит China Leader). Это уже не копии, хотя и напоминают BMW X6 и пикап Toyota Tundra…
Большую часть стенда занимают новые кроссоверы семейства Haval и легковушки Voleex – все те машины, что были показаны год назад в Пекине (АР №10, 2010). Под капотами тут и бензиновые моторы объемом от 1,0 до 2,0 л с турбонаддувом и непосредственным впрыском, и дизели с двумя турбокомпрессорами и преселективной трансмиссией. Кроссовер IF станет флагманом семейства Haval – с трехлитровой «шестеркой», «автоматом» и полным приводом. Но готов автомобиль будет только через два года, а в этом году на конвейер должны встать Haval H6 и седаны Voleex C50 и С70. Оптимизм, с которым китайцы смотрят в будущее своих «асфальтовых» машин, объясняется успехом маленького седанчика Voleex C30 – с середины прошлого года продано почти 100 тысяч таких машин! Теперь и легковушки, и «профильные» пикапы, и внедорожники занимают одинаковою долю в общем объеме сбыта (по 100-150 тысяч машин в год). Но С30, как и Hover (он же Haval H5), который остается самым популярным внедорожником в Китае, стоят чуть больше 10 тысяч долларов. А модели новой волны будут дороже – и конкурировать им придется уже с иномарками.
Топ-менеджеры сокрушаются: поставлять, например, в Россию легковушки крупнее «тридцатки» с полуторалитровым мотором невыгодно. Поэтому у нас в этом году появятся только Hover с «автоматом», обновленный пикап Wingle 5 и кроссовер Haval H6. Voleex C30 будут пробовать собирать силами ТагАЗа, но для поставок С50 и С70 нужно, чтобы объемы продаж достигли 15-20 тысяч машин в год, а на это китайцам, по их собственному признанию, потребуется еще от трех до пяти лет.
Наглядный пример несбывшихся амбиций – компания Brilliance. Прогрессивным седанам BS4 и BS6 не удалось завоевать ни мир, ни Европу, ни даже значимый кусочек китайского рынка. Успешно продаются только простенькие седаны и хэтчбеки FSV и FRV, а от убытков помог избавиться рост спроса на автомобили BMW, которые собирают в рамках СП. Китайцы готовы исправлять ошибки – новый седан Brilliance 530 (в интернациональном варианте BS5) станет промежуточной моделью между BS4 и BS6, но построен он не на сложной платформе с задней многорычажкой, которую доводили на Porsche, а на растянутом шасси хэтчбека FRV с обычной H-образной балкой сзади. Мотор – простая «четверка» Mitsubishi 1.6. В итоге Brilliance 530 должен оказаться даже дешевле, чем BS4. В продажу в Китае он поступит летом.
Ателье Pininfarina и австрийская инжиниринговая компания FEV остаются партнерами фирмы Brilliance – на основе моторов FEV разработано целое семейство разнокалиберных двигателей от 850-кубовой «двойки» до двухлитрового мотора с непосредственным впрыском. Но применить наработки планируется лишь на перспективных моделях, таких как BS6 нового поколения: в Шанхае он был показан в виде концепт-кара.
Кстати, накануне автосалона в интернете появились фотографии кроссовера Brilliance X1 – почти точной копии BMW X1. Но на выставке вместо этого автомобиля появился паркетник Brilliance S30 – переднеприводный хэтчбек короче четырех метров с увеличенным клиренсом и двигателем 1.5. Шансов на успех у такого автомобиля больше, чем у «китайских BMW».
Множество
Владение маркой Volvo пока не дало фирме Geely никакого видимого результата. Как и обещали китайцы, Volvo остается отдельной европейской компанией. A Geely – отдельной китайской. Внимание посетителей автосалона тут, как и в прежние годы, завоевывают числом шоу-каров – их 29, в два раза больше, чем реально выпускающихся моделей. Правда, это уже не выставка пустотелых макетов – все экспонаты постепенно превращаются в полноценные автомобили: заглянешь под днище – там реальные подвески и агрегаты, откроешь дверцу – всамделишные интерьеры. Причем недурные.
Плодовитость Geely объясняется тем, что китайцы используют одни и те же платформы сразу для нескольких моделей под четырьмя разными брендами: Geely, Emgrand, Gleagle и Englon. Например, главный шоу-стоппер, купе-кабриолет Gleagle GS-CC с двухсекционной жесткой крышей, хоть и выглядит претенциозно, но построен на том же простеньком шасси, что и маленький хэтчбек Gleagle SC5-RV, который уже можно купить в Китае всего за 9000 долларов (в варианте с внедорожным обвесом он называется SX5). У четырехметровой пятидверки и купе-кабриолета общая задняя полузависимая подвеска и одинаковая колесная база (2461 мм), но серийный хэтч оснащается 94-сильным полуторалитровым бензиновым мотором м «механикой», а для GS-СС заявлен турбомотор 1.3 (133 л.с.) и шестиступенчатый преселективный «робот». И это не все – ту же технику имеет и Emgrand EC6-RV. В Шанхае его быстро окрестили китайским Mini – за почти вертикальные стойки крыши и контрастный окрас кузова. Emgrand выглядит задорно: короткие свесы, подштамповки на бортах, замаскированные ручки задних дверей. Я открыл было дверь, чтобы забраться внутрь, но со всех сторон тут же налетели китайцы: не положено, это пока только концепт-кар.
Кроссовер Gleagle GX6 – тоже «концептуальная модель», но в нем посидеть удалось: салон тут вполне серийный и симпатичный, с «колодцами» приборов и богатой центральной консолью. По габаритам это паркетник B-класса (4210 мм в длину) – как Nissan Juke. И самое интересное, что GX6 это тоже близнец купе-кабриолета и хэтчбека SC5-RV в плане техники – и переднеприводное шасси, и двигатели у них одинаковые.
И это не единственный кроссовер на данной основе – будет еще Englon SX6. Выглядит он стороже, так как под маркой Englon фирма Geely выпускает семейные варианты своих машин. Белой вороной среди них смотрится только Englon SC7-RV. Как известно, фирма Geely еще пять лет назад приобрела лицензию на производство знаменитых лондонских кэбов TX4 – их сейчас собирают на заводе в Шанхае. Но ничего общего, кроме глазастого передка и формы кузова, SC7-RV и TX4 не имеют, а под кузовными панелями у Энглона и вовсе обнаружилось полноприводное шасси с задней многорычажкой. Линейка силовых агрегатов должна состоять из моторов объемом 1,5 л, 1,8 л и 2,0 л, из трансмиссий есть и «автомат», и «робот». Но на роль семейного автомобиля «таксомотор» подходит неважно из-за того, что ради схожести с оригиналом SC7-RV практически лишен багажника.
В этом плане интереснее выглядит компактвэн Emgrand EV7, к тому же для него в Geely разработан двухлитровый турбодизель мощностью 136 л.с. А еще внимание привлек концептуальный гольф-седан GC6 – потенциальная замена сделанным на основе Короллы моделям Geely MK и MK2, которые сейчас приносят компании основной доход. Кстати, Geely оказалась одной из немногих китайских компаний, темпы роста продаж которой оказались в прошлом году ниже рыночных – плана выполнить не удалось. Но руководство при этом неожиданно озвучило курс на сворачивание материнской марки Geely – якобы Gleagle, Emgrand и Englon будут расходиться лучше.
Ну а самым необычным из всех Geely оказался экспериментальный электромобильчик McCar. Название означает Magic Car: в багажнике крошечной двухместной машинки прячется… электроскутер! Застрял в пробке – паркуй McCar и пересаживайся на два колеса!
Прежде эксцентричные автомобили вроде микроэлектрокара или похожего на Mercedes CLK купе-кабриолета можно было увидеть и на стенде фирмы BYD. Но то ли фантазия копиистов иссякла, то ли в BYD сосредоточились на более серьезных проектах… Из новинок на стенде – только седан BYD G6, люксовая версия модели F6, копии тойотовской Camry. Зато успехи BYD в области литий-ионных батарей и гибридомобилей (в Китае уже продаются гибридные F3DM) замечены концерном Daimler AG – китайцы совместно с мерседесовцами заканчивают разработку электромобиля на основе B-класса. В Шанхае сам Дитер Цетше пообещал, что готовый вариант будет представлен уже в конце этого года.
Затишье
Китайская автомобильная выставка – как китайская опера: особый жанр с несметным множеством пестрых и несуразных шоу-каров, которыми местные компании украшают свои стенды. Но в этот раз…
Стенды компаний Guangzhou Auto (GAC) и Beijing Auto (BAIC) обычно полны концептуальных разработок, а после того как GAC приобрел платформу Альфы 166, а BAIC – права на Saab 9-3 и 9-5, казалось, теперь-то уж точно стоит ждать серийных машин. Однако BAIC в Шанхае представил только один автомобиль – T60 Sport Phantom, перелицованный Saab 9-3 с турбомоторами 2.0 и 2.3. Причем это по-прежнему концепт-кар: даже при наличии чертежей и вывезенных из Швеции станков начало выпуска обещано только к концу этого года, когда будет закончено строительство 150-тысячного завода в Пекине, куда BAIC уже вложил 2,3 млрд долларов вдобавок к тем 200 миллионам, в которые обошлись саабовские ноу-хау.
Пока же в производство пошел только… Mercedes B-класса? Не верь глазам своим – серийный хэтчбек BAIC C301 хотя и выглядит точь-в-точь как маленький Mercedes, на самом деле создан на агрегатах и шасси автомобиля Misubishi Colt и оснащается его же бензиновыми «четверками» 1.3 и 1.5. А что до дизайна, то претензий от немцев ждать вряд ли стоит – ведь именно СП Beijing Benz-DaimlerChrysler собирает в Китае Мерседесы С- и Е-класса.
Концерн GAC свой седан Trumpchi на основе Альфы до ума довел, но он оказался единственным новым автомобилем, который публике представили в Шанхае. Если не считать материалов в салоне, то Trumpchi выполнен почти на европейском уровне – строго и со вкусом, не зря его разработку заказывали в ателье Bertone. Но пока автомобиль предлагается только с двухлитровым 150-сильным мотором и стоит в Китае от 20 до 30 тысяч долларов! GAC обещает подготовить версию попроще с двигателем 1.8 – иначе построенный 300-тысячный завод не удастся загрузить даже на четверть. Впрочем, GAC всерьез рассчитывает начать к осени выпуск еще и электрической версии Trumpchi. Сколько она будет стоить?
Программу по концепт-карам в Шанхае за конкурентов выполнил концерн FAW – на его стенде было аж четыре экспериментальных автомобиля. Два из них – FAW X и FAW T012 – фантазии на тему кроссоверов собственной разработки. А вот Besturn B30 и B90 куда интереснее. Разве можно подумать, что броский и агрессивный алый гольф-седанчик на самом деле – Volkswagen Jetta II? Но как раз на ее шасси с двигателем 1.6 и создан B30 – и как тут не вспомнить, что именно на основе СП FAW-VW ожидается рождение нового фольксвагеновского бренда для Китая. Серийные автомобили под собственной маркой Besturn FAW сейчас выпускает на маздовских платформах – модели В50 и В70 сходят с той же линии, где СП FAW-Mazda собирает седаны Mazda 6, что сдерживало объемы выпуска. Но сейчас FAW переносит Besturn на новый отдельный завод, и вместе с ростом производства на поток должны встать новые модели – в том числе флагманский Besturn B90, у которого будет платформа не от старой, а от новой Мазды 6.
Наima, как известно, – тоже Mazda. Это дочернее предприятие концерна FAW вполне легально выпускает снятые с производства маздовские модели и собственные вариации на их основе. Haima известна и у нас – завод Дервейс собирает седаны Haima 3, но в Китае «трешка» считается топ-моделью, а массовая – это Haima Family, представляющая собой старенькую Мазду 323. Несколько лет назад Family была в числе национальных бестселлеров, и теперь возродить интерес публики должна ее обновленная версия. Подправленная внешность, новый салон, а главное – современный 120-сильный двигатель 1.6 вместо 96-сильного, вариатор вместо четырехступенчатого «автомата» – и почти не изменившаяся цена (12-15 тысяч долларов в Китае). По расчетам маркетологов, на Family должна прийтись половина всего 150-тысячного объема производства Хаймы.
Маленькая Haima M11 тоже перенесла фейслифтинг: покупатели не восприняли прежнее, похожее на smart, лицо, и автомобильчик не смог составить конкуренцию Chery QQ, хотя технически является тем же пиратским Матизом. Теперь M11 копирует Hyundai i10 – поможет ли?
В будущем Haima все же планирует отойти от легального (и не очень) копирования чужих идей – нарочито в стороне от основного стенда Хаймы в Шанхае расположилось семейство перспективных оригинальных моделей. Тут есть и кроссовер Haima C2, и минивэн С3 – на Мазды они совершенно не похожи, но и на законченные автомобили пока, увы, тоже. Самый полноценный – седанчик Haima ZM1 с полуторалитровым мотором, созданный на платформе предыдущей Мазды 2.
Экспозиция компании Changan получилась одной из самых ярких благодаря необычным концепт-карам. Основной профиль компании – коммерческие микровэнчики и субкомпактные хэтчбеки Chana Benni, но два года назад в гамме появились седаны гольф-класса Z-shine и Alvsin, дизайн которых был заказан в Европе. А весной этого года в компанию переманили главного дизайнера концерна SAIC Кена Ма, который отвечал за появление всех новейших моделей Roewe и MG, – и теперь Changan нащупывает новые горизонты. Если концептуальный Changan Clover похож на привычные седаны, то Sense – это попытка китайцев заглянуть в неизведанную нишу четырехдверных купе. А самый необычный концепт-кар – микроавтобус Voss. Дизайнеры говорят, что среди китайцев много нетипичных богачей – состоятельных клиентов, которые хотели бы получить представительский автомобиль, но не выделяться при этом из общей массы. Лучше всего для этого подходит люксовый минивэн – внутри Voss похож на лайнер бизнес-класса с поворотными креслами и столиками. На китайском рынке уже есть серийные однообъемники подобного толка, например Buick GL8, так что долго держать Voss в «концептах» смысла нет.
Фирма Zotye запомнилась неудачными попытками выхода на российский рынок с дешевым внедорожником Daihatsu Terios первого поколения под собственной маркой. В Китае получилось успешнее – с прошлой осени Zotye продает в сельских районах Китая старенький Suzuki Alto под именем Jiangnan Alto, линия по производству которого была выкуплена у СП Changan-Suzuki. Цена – 2800 долларов: это самый дешевый автомобиль на китайском рынке!
Правда, на шанхайском стенде были другие машины – в прошлом году Zotye выкупила у Фиата права на модели Multipla и Palio и теперь готовит их вывод на рынок с новыми интерьерами и внешностью. А еще публике показали концептуальный кроссовер T600, который почти в точности копирует Audi Q5, и седан Z300, подозрительно напоминающий Короллу. Одна беда – накануне салона один из 30 электрических таксомоторов Zotye (со свинцово-кислотными батареями), которые компания сделала на основе хэтчбека Multipla под заказ администрации города Ханчжоу, воспламенился на ходу и сгорел дотла. Инцидент получил широкую огласку в прессе, и на стенд Zotye публика в Шанхае поглядывала уже косо.
Внезапно: Luxgen
Автомобили Luxgen свалились как снег на голову – малоизвестная даже в Китае компания уже договорилась о сборке машин с российским заводом Дервейс! Luxgen – это плод СП тайваньской фирмы Youlon и китайского гиганта Dongfeng. Компания образована всего три года назад и только в прошлом году начала продавать на Тайване семиместный минивэн Luxgen7 MPV, но главная ставка – на новый кроссовер Luxgen7 SUV. Красавцем его не назвать, зато в салоне – хорошие материалы, «трехмерные» шкалы приборов вроде тех, что имеет Honda Civic, огромный жидкокристаллический дисплей, есть электропривод двери багажника, восемь (!) камер кругового обзора, системы ночного видения и распознавания дорожной разметки! Еще интереснее техническая начинка – разработать полноприводную платформу с независимыми подвесками тайваньцам помогали Magna и Prodrive, турбомотор объемом 2,2 л (175 л.с.) с алюминиевым блоком и нагнетателем Garrett создан силами французской фирмы Le Moteur Moderne (LMM), шестиступенчатый «автомат» – марки Aisin.
На китайский «люкс» прежде всего должны клюнуть жители крупных райцентров, не избалованные дорогими иномарками. Производство кроссовера в Китае должно начаться в середине нынешнего года, а на Дервейсе – осенью. В Черкесске будет налажена сборка по полному циклу – со сваркой кузовов, плановый объем – порядка 10 тысяч машин в год. Продавать у нас Luxgen собираются с «полным фаршем» по цене около полутора миллионов рублей.
В следующем году Luxgen запустит в серию еще седан Neora с бензиновыми турбомоторами 1.8 и 2.0 и «автоматом» – в Шанхае он был представлен в виде концептуального электромобиля. Правда, он в Россию вряд ли попадет.
Сейчас разработчиками Люксгенов руководит китайский дизайнер Джеймс Шир, бывший ведущий стилист GM и автор таких автомобилей, как Buick LaCrosse, Buick GL8 и Chevrolet Sail. Джиэмовцы предлагали ему продолжить работу в Детройте, но Шир предпочел остаться в Китае – здесь, по его словам, трудиться не только выгоднее, но и интереснее. Правда, Luxgen7 SUV был заказан в ателье Bertone – и оказалось, что куратор его дизайна, бывший бертоновский шеф-стилист Самуэль Щуффар, теперь тоже живет и работает в Китае. После очередной смены менеджмента в Bertone решили отказаться от всех китайских клиентов – и это привело к тому, что ателье ныне распродает музейную коллекцию, чтобы свести концы с концами. А Щуффар теперь возглавляет шанхайское дизайн-бюро Icona, дочернее предприятие французской фирмы Cecomp – той, что совместно с ателье Pininfarina налаживает сейчас выпуск электромобилей Bluecar. Для демонстрации возможностей Icona привезла на автосалон люксовый электромобиль Fuselage с электромоторами на каждое колесо. Спрос не заставил себя долго ждать – Icona уже получила заказ на разработку дизайна для автомобилей концерна FAW.
А буквально на соседнем стенде – еще один представитель тайваньского автопрома, инжиниринговое бюро Studio X-gen, которое тоже предлагает китайцам не только услуги, но и разработанный под ключ люксовый электрический хэтчбек Avant GT с литий-ионной батареей и 100-киловаттным электромотором, приводящим задние колеса. Правда, у них с заказами пока туго.