Это очень по-американски. По-голливудски. Когда поверженный главный герой невероятным образом оказывается все-таки жив. Мало того – не просто поднимается на ноги, а снова вступает в схватку и наносит ответный удар! В принципе, с этого момента дальше можно не смотреть…
Американская автоиндустрия переживает как раз такой «камбэк» – рынок пошел вверх! Но новости с прошедшего в январе Детройтского автосалона и заявления автомобильных топ-менеджеров звучат так оптимистично, будто счастливая развязка уже наступила. А ведь экономика – не кино: до хеппи-энда еще далеко.
Повод для радости действительно есть. После того как в 2009 году автомобильный рынок США достиг дна кризиса, сократившись в полтора раза, до 10,5 млн проданных машин, – в прошедшем году обозначился уверенный подъем. Взгляните на цифры – сплошь двузначные темпы роста. По большому счету, в минусе оказались только «лишние» бренды, от которых прежние хозяева тем или иным способом уже избавились: Saab, Volvo, Pontiac, Saturn, Hummer. И – Toyota. Лишь спустя год стало ясно, во что, кроме штрафов, обошелся японцам скандал с педалью газа: только в Штатах – 200 тысяч не проданных машин.
Аналитики излучают оптимизм – дальнейшему подъему должны способствовать и упавшие ставки по кредитам, и оживление на фондовых биржах, и введенные еще администрацией Буша налоговые послабления. Но…
Общий объем продаж вырос всего на 11% – это плюс один миллион автомобилей. Если вспомнить прогнозы, которые специалисты строили в самом начале кризиса, то ситуация развивается отнюдь не по оптимистическому сценарию – тот предрекал результат в 14 млн автомобилей уже в 2010 году и восстановление до исходных 16 млн еще через два года. Реальность же в точности следует сценарию пессимистическому – 11 млн 600 тысяч в прошлом году, 12 млн в 2011-м, 12 млн 800 тысяч – в 2012-м…
Сраженный главный герой еще не встал, а только приоткрыл глаза.
К тому же автоиндустрия не изолирована от всей экономической системы, а нынешний темп роста ВВП США составляет всего 2,5%. Вдобавок госдолг Америки достиг рекордных 14 триллионов долларов – а это, в свою очередь, может отразиться и на стоимости кредитов для населения.
Кризис все еще силен и за пределами Америки. Да, китайскому рынку все нипочем – в прошлом году там продано уже 18 млн машин (+32,4%). Но в Европе после отмены программ госстимулирования спроса – снова падение на 4,9%, до 13 млн 800 тысяч автомобилей.
Нельзя забывать и про рост цен на бензин. В разгар кризиса галлон можно было залить меньше чем за два доллара, сейчас цена поднялась уже до $3, к концу года ожидается почти $5! Зато чем топливо дороже, тем более компактные машины выбирают клиенты. Автопроизводители на это и рассчитывают – и вот в Детройте дебютируют новый Chevrolet Aveo под именем Sonic, Buick гольф-класса, разрастается гибридное семейство Приусов.
Сам Детройтский салон по сравнению с провальной прошлогодней выставкой тоже оживился – премьер было достаточно. Но большинство серийных новинок ориентировано в основном на местный рынок. Из международного автошоу Детройт продолжает превращаться в просто североамериканское авто-шоу. Неспроста ведь Audi, BMW и Bentley поспешили представить свои глобальные новинки еще до старта выставки.
А вот детройские концепт-кары были интересны каждому.
Самые популярные автомобили на рынке США* |
||
Автомобили |
Продажи в 2010 году, шт. |
Динамика по сравнению с 2009 годом, % |
Ford F-серии | 528349 | 27,7
▲ |
Chevrolet Silverado | 370135 | 16,9
▲ |
Toyota Camry/Solara | 327804 | -8,1
▼ |
Honda Accord | 282530 | -7,1
▼ |
Toyota Corolla/Matrix | 266082 | -10,4
▼ |
Honda Civic | 260218 | 0,2
▲ |
Nissan Altima | 229263 | 12,6
▲ |
Ford Fusion | 219219 | 21,3
▲ |
Honda CR-V | 203714 | 6,5
▲ |
Dodge Ram | 199652 | 12,6
▲ |
Chevrolet Malibu | 198770 | 23
▲ |
Hyundai Sonata | 196623 | 63,8
▲ |
Ford Escape | 191026 | 10,4
▲ |
Ford Focus | 172421 | 7,5
▲ |
Chevrolet Impala | 172078 | 3,9
▲ |
Toyota RAV4 | 170877 | 14,6
▲ |
Chevrolet Equinox | 149979 | 74,1
▲ |
Toyota Prius | 140928 | 0,9
▲ |
Hyundai Elantra | 132246 | 28,1
▲ |
Subaru Legacy/Outback | 131873 | 52,7
▲ |
GMC Sierra | 129794 | 16,1
▲ |
Volkswagen Jetta | 123213 | 13,6
▲ |
Dodge Caravan | 103323 | 14
▲ |
Lexus RX | 95790 | 3,3
▲ |
* По данным агентства Autodata Corporation |
Результаты продаж новых автомобилей на рынке США в 2010 году (в сравнении с 2009 годом), шт.* |
|||
Автопроизводители |
2010 год |
2009 год |
Динамика, % |
General Motors** |
2215227 |
2084492 |
6,3 ▲ |
«Новый» GM*** |
2202927 |
1815806 |
21,3 ▲ |
Chevrolet | 1565632 | 1344629 | 16,4
▲ |
GMC | 334981 | 259779 | 28,9
▲ |
Buick | 155389 | 102306 | 51,9
▲ |
Cadillac | 146925 | 109092 | 34,7
▲ |
Saturn | 6698 | 72660 | -90,8
▼ |
Hummer | 3812 | 9046 | -57,9
▼ |
Pontiac | 1182 | 178300 | -99,3
▼ |
Ford Motor |
1935462 |
1620888 |
19,4 ▲ |
Ford | 1756439 | 1445742 | 21,5
▲ |
Mercury | 93195 | 92299 | 1,0
▲ |
Lincoln | 85828 | 82847 | 3,6
▲ |
Toyota Motor |
1763595 |
1770149 |
-0,4 ▼ |
Toyota | 1534266 | 1554174 | -1,3
▼ |
Lexus | 229329 | 215975 | 6,2
▲ |
Honda Motor |
1230480 |
1150784 |
6,9 ▲ |
Honda | 1096874 | 1045061 | 5,0
▲ |
Acura | 133606 | 105723 | 26,4
▲ |
Chrysler Group |
1085211 |
931402 |
16,5 ▲ |
Dodge | 383675 | 327574 | 17,1
▲ |
Jeep | 291138 | 231701 | 25,7
▲ |
Ram | 212952 | 195112 | 9,1
▲ |
Chrysler | 197446 | 177015 | 11,5
▲ |
Nissan Motor |
908570 |
770103 |
18,0 ▲ |
Nissan | 805159 | 689014 | 16,9
▲ |
Infiniti | 103411 | 81089 | 27,5
▲ |
Hyundai |
538228 |
435064 |
23,7 ▲ |
Volkswagen AG |
359889 |
297882 |
20,8 ▲ |
Volkswagen | 256830 | 213454 | 20,3
▲ |
Audi | 101629 | 82716 | 22,9
▲ |
Bentley | 1430 | 1367 | 4,6
▲ |
Kia |
356268 |
300063 |
18,7 ▲ |
BMW AG |
265757 |
241727 |
9,9 ▲ |
BMW | 220113 | 196502 | 12,0
▲ |
Mini | 45644 | 45225 | 0,9
▲ |
Rolls-Royce | 512 | 326 | 57,1
▲ |
Subaru |
263820 |
216652 |
21,8 ▲ |
Daimler AG |
230934 |
205199 |
12,5 ▲ |
Mercedes-Benz | 225007 | 190604 | 18,0
▲ |
smart | 5927 | 14595 | -59,4
▼ |
Maybach | 63 | 66 | -4,5
▼ |
Mazda |
229566 |
207767 |
10,5 ▲ |
Mitsubishi |
55683 |
53986 |
3,1 ▲ |
Volvo |
53948 |
61435 |
-12,2 ▼ |
Land Rover |
31864 |
26306 |
21,1 ▲ |
Porsche |
25320 |
19696 |
28,6 ▲ |
Suzuki |
23994 |
38689 |
-38,0 ▼ |
Jaguar |
13340 |
11955 |
11,6 ▲ |
Saab |
5445 |
8680 |
-37,3 ▼ |
Maserati |
1897 |
1275 |
48,8 ▲ |
Ferrari |
1547 |
1374 |
12,6 ▲ |
ВСЕГО |
11596045 |
10455568 |
10,9 ▲ |
* Данные производителей ** Включая автомобили Saab, проданные через дилеров GM *** Суммарные данные только основных подразделений GM – Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC |
Civic номер девять
Какая из новинок Детройта – главная? Судя по ажиотажу прессы – Toyota Prius v или Volkswagen Passat. Но, исходя из результатов продаж, американским покупателям куда интереснее Honda Civic грядущего девятого поколения. Ведь по популярности среди компактных седанчиков Civic уже догнал Короллу!
Формально на хондовском стенде стояли два концепт-кара – седан и купе Civic Concept. Но фактически это будущие серийные машины: к американским дилерам они поступят уже весной. Причем поставок в Европу по-прежнему не будет, да и на внутреннем японском рынке продажи и производство седана сворачиваются. Но у нас четырехдверный Civic остается! И это по-прежнему будет седан, очень близкий к американской версии.
Если судить по концепт-карам, которые привезли в Детройт с заблокированными дверями и зачерненными стеклами, то речь идет о глубоком рестайлинге автомобиля нынешнего поколения – архитектура кузова и форма дверных проемов остались прежними. Зато с агрессивным передком, рельефными боковинами и новой задней светотехникой Civic смотрится более динамичным и подтянутым.
В Америке Civic пользуется репутацией «студенческого» доступного автомобиля и покидать эту рыночную нишу не собирается. Главными новшествами должны стать модернизированные бензиновые моторы, серийная модификация с двигателем на природном газе, а также новый гибридный седан, главной особенностью которого станет литий-ионная батарея и возможность подзарядки от сети. У хэтчбека Civic для Европы, скорее всего, будет и модернизированный дизель, но пятидверку Honda обещает представить только осенью. Тогда же дебютирует и российская четырехдверка, а в продажу у нас новый Civic поступит только в начале следующего года.
Заполнить ниши
На фордовском стенде в Детройте царил особенный оптимизм. Впервые с 2000 года продажи пошли вверх, а главное – Ford обошел Тойоту и вернул себе второе место в североамериканской табели о рангах после General Motors! Но новинкой на фордовском стенде был только концептуальный кроссовер Vertrek.
Замени светодиодную оптику, индивидуальные «ковши» и видеокамеры заднего вида обычными фарами, креслами и зеркалами – и перед тобой вполне серийный паркетник. Изнутри Vertrek выглядит так, словно это более дорогая и богато оснащенная Fiesta. Причем публике машину представили одновременно и как новый Escape, и как новую Кугу. И если устаревший американский кроссовер Ford Escape, который представляет собой перелицованный автомобиль Mazda Tribute образца 2001 года, явно нуждается в скорой замене, то европейская Kuga была представлена всего лишь три года назад!
Но Kuga хоть и держится в тройке самых популярных паркетников Европы, однако за два первых года разошлась скромным тиражом в 100 тысяч машин. Виной тому парадоксальный выбор силовых агрегатов – либо двухлитровый дизель (в Старом Свете его выбирают 96% покупателей), либо вольвовская бензиновая «турбопятерка» 2.5. А Vertrek, построенный на платформе нового Фокуса, рассчитан на более широкую гамму моторов. «Турбочетверка» EcoBoost объемом 1,6 л, которой оснащен выставочный концепт-кар, будет глобальной, европейский Vertrek/Kuga кроме нее получит еще и новый двухлитровый турбодизель, а американский Vertrek/Escape – бензиновую «четверку» 2.0 EcoBoost и атмосферник объемом 2,5 л.
Впрочем, Vertrek вряд ли напрямую заменит Кугу хотя бы потому, что детройтский концепт-кар заметно крупнее – на 94 мм длиннее (4534 мм), а колесная база больше на 99 мм (2789мм). По габаритам он превосходит Escape и лишь немного уступает длиннобазной версии кроссовера Toyota RAV-4. Так что Kuga, скорее всего, просто перенесет модернизацию и рестайлинг в вертрековском духе – он намечен на конец этого года. А может, Vertrek все же появится и в Старом Свете в качестве дополнения к Куге – например, как Ford Kuga-Max?
За год спрос на кроссоверы в США вырос на 25%, что вдвое больше темпов восстановления всего американского рынка. Чем больше игроков – тем плотнее заполняются все рыночные ниши. Например, из стана фольксвагеновцев стали доноситься разговоры о том, что для достижения планки в миллион проданных машин в год VW на американском рынке нуждается в еще одном кроссовере – более крупном, чем Touareg, и семиместном. Глава альянса FIAT-Chrysler Серджио Маркионне обмолвился, что не прочь возродить Jeep Grand Wagoneer – люксовый кроссовер на шасси модели Grand Cherokee. Но самая перспективная ниша – субкомпактные кроссоверы. Пока в Европе есть только Suzuki SX4/Fiat Sedici, Nissan Juke и Mini Countryman, но на подходе трехдверный Mini Paceman и Mazda CX-5, а фордовцы поговаривают о паркетнике на основе Фиесты.
Ну а наиболее интересным среди детройтских новинок выглядит концептуальный Hyundai Curb.
Не зря глава концерна VW Мартин Винтеркорн самым опасным конкурентом на американском рынке называет альянс Hyundai-Kia. Для корейцев прошедший год стал не просто удачным, а рекордным – в сумме продажи автомобилей Hyundai и Kia почти подбирались к миллионной отметке! На салоне официально объявлено, что компания Hyundai меняет фирменную концепцию и девиз. Теперь Hyundai – это Modern Premium, «современный премиум». При этом корейцы уверяют, что премиумность будет выражаться только в дизайне и прогрессивном оснащении, а цены как раз должны остаться доступными ключевой аудитории – молодым покупателям.
Hyundai Curb – наглядный пример нового подхода. По габаритам он лишь немного крупнее, чем Mini Countryman, – 4170 мм в длину, колесная база – 2639мм. Техника не менее передовая – турбомотор 1.6 с непосредственным впрыском мощностью 175 л.с. плюс первый корейский шестиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями, привод – передний или полный. Преимущества Hyundai – в «фишках», на которые должна клюнуть молодежь: выдвижные релинги на крыше для сноуборда, выдвижной кронштейн для велосипеда в заднем бампере и центральная консоль, представляющая собой сплошной сенсорный дисплей.
Curb создан в калифорнийской дизайн-студии Hyundai: плотно сбитый купейный силуэт, скульптурные боковины. Но на остальные Hyundai совершенно не похоже. То ли дело автомобили Kia, напрямую связанные единым фирменным стилем Петера Шрайера. В Детройте Kia тоже представила концепт-кар на стыке жанров – но ориентирован он на противоположную рыночную нишу, нежели Curb.
Двухобъемный кузов, увеличенный дорожный просвет, почти пять метров от носа до хвоста и растянутая до 3100 мм колесная база – концептуальный Kia KV7 создатели называют термином activity van, то есть автомобиль для активного образа жизни, сочетающий достоинства и кроссовера, и однообъемника. Задняя часть салона с «концептуальными» подъемными дверями больше напоминает кают-компанию – вместо обычных сидений тут диван вдоль правого борта и столик с двумя креслами. Привод здесь только передний, а под капотом – двухлитровый мотор с турбонаддувом мощностью 285 л.с. и шестиступенчатый автомат.
Рыночные аналитики в один голос уверяют, что автомобили вроде KV7 со временем сменят традиционные большие кроссоверы и однообъемники, но рыночная реальность пока, увы, им противоречит: близкие по концепции автомобили Ford Flex, Lincoln MKT и Dodge Journey успехом, мягко говоря, не пользуются. А настоящие большие «траки» – наоборот: на фоне низких цен на бензин спрос, например, на фордовские пикапы F-серии и на минивэны Econoline за год вырос на 27%, на джиэмовские пикапы Chevrolet Silverado и GMC Sierra – на 17% и 16% соответственно. Вот и среди новинок на стенде General Motors оказался еще и опытный пикап GMC Sierra All-Terrain HD. Помните фордовский «заряженный» пикап Ford Raptor? Sierra создана по тому же рецепту: расширена колея, увеличен клиренс, усилены рычаги подвески, 397-сильная дизельная «восьмерка» 6.6 Duramax, шестиступенчатый «автомат» Allison и главное – «раллийные» амортизаторы Fox спереди и сзади. Может, для прессы эта новинка и была менее интересна, чем стоящие по соседству компактные Chevrolet Sonic и Buick Verano, но для обычных посетителей все наоборот – ведь Aveo в прошлом году купило лишь 50 тысяч американцев, а пикапы Sierra и Silverado – полмиллиона!
Батарея, вариатор, маховик
Удивительно, но ярких «зеленых» новинок среди детройтских премьер оказалось немного. Почти все «электрические» козыри уже выложены на стол – Chevroelt Volt и Nissan Leaf поступили в продажу. Для широкой публики звездой салона стала новая Toyota Prius v – но с технической точки зрения и она, и гибридная версия новейшей Audi A6 ничем особенным не примечательны. Большого шума не наделало даже заявление мерседесовцев о запуске в 2013 году серийного электрического суперкара SLS AMG E-Cell – ведь прототип «Крыла чайки» с литий-ионной батареей и четырьмя электромоторами суммарной мощностью в 525 л.с. был представлен еще в середине прошлого года (подробнее – на следующих страницах этого номера АР).
Событием на этом фоне стала презентация фордовской «электрической» программы – семейство электро- и гибридомобилей будет состоять из хэтчбека Focus Electric (в США он появится в конце года, в Европе – следующей весной), электрического «каблучка» Ford Transit Connect и двух гибридных компактвэнов: это С-MAX Hybrid с обычной комбинированной силовой установкой и аналогичный ему С-MAX Energi, но с возможностью подзарядки от бытовой сети.
Сюрпризов в фордовской гибридной трансмиссии нет – оба гибридных компактвэна используют тот же электромеханический вариатор, что и седан Ford Fusion Hybrid и кроссовер Ford Escape Hybrid (этот агрегат представляет собой почти точную копию системы Toyota Hybrid Drive). Разница лишь в том, что С-MAX Hybrid оснащен не мотором 2.5, а двухлитровой бензиновой «четверкой», работающей по циклу Аткинсона, а подзаряжаемый C-MAX Energi – еще и литий-ионной батареей вместо никельметаллгидридной.
Электрический Focus интереснее – его передние колеса приводит 123-сильный электромотор, который питается от 240-вольтовой батареи из литий-ионных элементов фирмы LG Chem. Точно такие же использует и Chevrolet Volt, но у Фокуса батарея расположена не в центральном тоннеле, а под полом багажника – в салоне здесь пять полноценных мест. Максимальная скорость – 136 км/ч, запас хода – до 160 км, зато от 240-вольтовой сети Focus будет заряжаться почти в два раза быстрее, чем Nissan Leaf, – за три-четыре часа.
Ну а самой интересной среди всех «зеленых» новинок Детройта стал прототип Porsche 918 RSR. Это второе воплощение женевского концепт-кара 918 Spyder – теперь с жестким верхом, кольцевым ле-мановским обвесом и новой гибридной силовой установкой.
Чистые линии, плавные поверхности, сбалансированные пропорции… Шедевр суперкаровского классицизма в эпоху сомнительных эстетических ценностей! Вместе с бензиновой «восьмеркой» мощностью 563 л.с., которая через секвентальную шестиступенчатую коробку вращает задние колеса, на 918 RSR установлен модуль системы KERS, разработанный при участии команды Williams F1, – два 75-сильных электромотора приводят передние колеса, а энергию запасает не батарея, а маховик с электроприводом!
В прошлом году Porsche 911 GT3 R Hybrid, оснащенный аналогичной системой, принимал участие в нескольких гонках и даже занимал призовые места: пилоты отмечали, что кроме электрофорсажа, гибридный Porsche в четырехчасовой гонке позволяет еще и делать на один пит-стоп меньше конкурентов. А в 24-часовом марафоне на Нюрбургринге Porsche 911 с маховиком даже лидировал треть дистанции – но сошел из-за отказа бензинового ДВС.
Возможно, когда-нибудь на старт выйдет и Porsche 918 RSR, но для этого ему как минимум нужна омологация. И хотя люди из Porsche по-прежнему уверяют, что это всего лишь лаборатория на колесах, но, скорее всего, 918 RSR в ближайшем будущем превратится в новый флагманский суперкар Porsche.