После шока
Фирма Mitsubishi Motors который год живет в режиме жесточайшей экономии. Безжалостно режутся все убыточные проекты, щедро жертвуются рыночные доли на некогда важнейших рынках. За десять лет продажи в Японии упали в два раза, а в США – в три! По объему выпуска фирма скатилась до миллиона машин в год, а это уровень тридцатилетней давности. Если бы не азиатские рынки и Россия с Украиной, где велик спрос на пикапы и кроссоверы…
Неужели закат?
Наоборот, уверены импортеры: подъем через шоковую терапию! В кои-то веки у фирмы появилась прибыль, которая осторожно инвестируется в будущие новинки. Какие? Два года назад глава компании Осаму Масуко на встрече с журналистами рисовал нечто вроде пирамиды, где в основании стоят традиционные автомобили, срединные «слои» занимают обычные и подзаряжаемые гибриды, а на вершине этой эволюционной Фудзиямы гордо расположились электромобили – как высшее творение, венец автопрома. Но электромобиль у Mitsubishi по-прежнему лишь один – i-MiEV, если не считать крохотных фургончиков и пикапчиков Minicab MiEV, которые продаются на местном рынке. За все годы продано лишь около 35 тысяч электромобильчиков – Nissan Leaf расходится в несколько раз активнее! Поэтому на этот раз Масуко-сан был не столь категоричен.
– Мы делаем ставку на подзаряжаемые гибриды, причем не только с бензиновыми моторами, но и с турбодизелями. В будущем все серийные Mitsubishi будут подзаряжаемыми, даже новый Pajero.
И Масуко-сан кивнул в сторону концепт-кара Mitsubishi GC-PHEV.
Под капотом – трехлитровый бензиновый турбомотор и 70-киловаттный электродвигатель, батарею можно заряжать от внешнего источника. Распашные двери без центральной стойки, нагромождение плохо сочетаемых линий и поверхностей, тяжелая корма… Таким будет новый Pajero? Только не это! До появления серийной машины еще минимум два года: надеюсь, дизайн изменится. Масуко-сан лишь обронил в разговоре, что новый Pajero станет шире (нынешний-то самый узкий в классе) и будет иметь версию с турбодизелем.
– А еще, – говорю я, – нам нужен новый Grandis!
В ответ Масуко-сан показывает на экспериментальный Mitsubishi Concept AR.
– Это не совсем минивэн в традиционном понимании – скорее, помесь однообъемника с внедорожником. Нужна ли такая машина российскому рынку?
Эдакая современная Delica с несущим кузовом, полноприводной трасмиссией и гибридным приводом? Стоявшие рядом российские импортеры побледнели – они ведь с огромным трудом сплавляли последние Грандисы. Но кто скажет, что Grandis был плохой машиной? Может, неудачной была цена?
А экспериментальный Mitsubishi XR-PHEV – это ASX следующего поколения. Компактный и очень стильный! Предполагается, что переднеприводный кроссовер должен оснащаться «наддутым» бензиновым трехцилиндровым 160-сильным моторчиком объемом всего 1,1 л (он работает и как генератор), тяговым электромотором и литий-ионной батареей емкостью 14 кВт·ч.
Об альянсе с концерном Renault-Nissan Осаму Масуко говорил очень осторожно. Фирмы не обмениваются акциями и останутся независимыми в финансовом плане, но будут активно делиться технологиями. Это означает, что впредь все легковые Mitsubishi будут создаваться на заимствованных платформах. К примеру, возрожденный Galant будет производиться в… Корее – на базе седана Samsung. А новый Lancer – неужели его разработают на логановской платформе B0?
Года через два узнаем.
Токийское такси?
На стенд фирмы Toyota я не зашел, а заехал – на двухместном электротрайке i-Road с управляемым задним колесом. Игрушка? Но японцы всерьез хотят начать серийное производство и уже со следующего года начнут ходовые испытания в Тойота-Сити и Гренобле!
Жаль, в другом электрическом концепт-каре Toyota FV2 посидеть не удалось. Точнее, постоять. Он одноместный и едешь в нем стоя, управляя аппаратом путем переноса тяжести своего тела – примерно по такому принципу сделан известный самокат Segway. Идея интересная, но едва ли реализуемая на практике.
А вот Toyota JPN Taxi – это уже почти реальность. Слева (то есть со стороны тротуара, поскольку в Японии левостороннее движение) у машины широкая сдвижная задняя дверь, а справа – обычная распашная. Делать две сдвижные двери дорого, да и нет необходимости. Салон пятиместный, багажник расположен сзади (у лондонских кэбов чемоданы размещают в салоне, слева от водителя). Если откинуть подушки задних сидений, то через сдвижную дверь в салон может заехать инвалид в кресле.
Машина компактная (длина – 4350мм), вместительная и «зеленая»: предполагается, что двигатель будет работать на сжиженном газе. Toyota грозится начать серийное производство через два-три года,если будет спрос. Не факт. Японцы привыкли к «солидным» таксомоторам-седанам – помнится, одно время на Островах пытались продавать лондонские кэбы LТI, но затея не увенчалась успехом.
А кому будет нужен водородный электроседан Toyota FCV? Очередная версия машины на топливных элементах – среднеразмерная четырехдверка длиной 4870 мм. Мощность размещенного под передними сиденьями электрохимического генератора – около 100 кВт, заявленный запас хода на двух водородных баках (под задними сиденьями и в багажнике)- не менее 500 км! Кроме того, FCV может играть роль передвижной электростанции на случай перебоев с электричеством при стихийных бедствиях: запаса водорода в баках должно хватать на то, чтобы обеспечивать электричеством среднестатистическую японскую семью в течение одной недели.
Тойотовцы называют FCV «практическим концептом» и намерены в 2015 году начать серийное производство.
А на стенде отделения Lexus помимо серийного купе RC на базе седана IS нового поколения (мы рассказывали об этой машине в АР №22, 2013) стоял концепт-кроссовер Lexus LF-NX, но не с гибридной силовой установкой, как было во Франкфурте, а с бензиновым 170-сильным двухлитровым турбомотором! Это «новый старый курс»: для внутреннего рынка тойотовцы давно применяют наддувные двигатели, а теперь они сгодятся и для Европы. Хотя «поженить» их с гибридными агрегатами не выйдет, поэтому в составе комбинированных силовых установок Toyota по-прежнему будет применять атмосферные двигатели, работающие по экономичному циклу Аткинсона.
Ретро и электро
– Топливные элементы, водородные электромобили? А где инфраструктура? Простая водородная станция стоит в сотни раз дороже терминала, способного за полчаса подзарядить батарею электромобиля Nissan Leaf на 80%!
Глава концерна Renault-Nissan Карлос Гон не верит в водород – и делает ставку на «чистое электричество». Правда, Гон уже объявил, что план продать полтора миллиона электромобилей до конца 2016 года выполнить не удастся, хотя Leaf уже разошелся почти 150-тысячным тиражом.
А на Токийском салоне одно из главных мест в экспозиции Ниссана занимал клиновидный электромобиль Nissan BladeGlider – с узкой передней колеей (1000 мм) и широкой задней (1800 мм). Это своего рода цивильная версия ле-мановского электромонстра Nissan ZEOD RC (АР №21, 2013), причем с тремя посадочными местами: пассажиры располагаются сзади по бокам водителя. Автор машины Масахико Табе уверяет, что своеобразная геометрия и специфическая развесовка 30/70 (конечно же, в пользу задних колес) наделяют машину феноменальной управляемостью. Габариты, развесовку и шины (спереди стоят колесики шириной всего 10 см) подбирали так, чтобы BladeGlider идеально управлялся на скоростях до 190 км/ч, но предельную скорость концепт-кара все же принудительно ограничили («всего» 150 км/ч) – в том числе и ради экономии заряда литий-ионных батарей. Они, к слову, расположены вдоль днища и обеспечивают низкий центр тяжести. А по энерговооруженности «электробритва», если верить пресс-релизам, соперничает с «концептом» Nissan Leaf RC, у которого 107 л.с. приходятся на 929 кг снаряженной массы. Заявлено, что BladeGlider может набрать 100км/ч всего за 6,5 с.
Фантазия? Японцы пообещали, что подобный серийный электромобиль появится до 2020 года! Но у меня душа лежит к более традиционным машинам – таким, как парочка IDx Freeflow и IDx Nismo.
По сути, это один и тот же автомобиль – двухдверное заднеприводное купе. И техническая начинка схожая: турбомотор рабочим объемом от 1,2 до 1,6 л, задний привод, «двухрычажка» спереди и многорычажная подвеска сзади. Но IDx Freeflow – это «гражданская» версия с трогательной джинсовой обивкой салона, а версия IDx Nismo представляет собой эдакий «стритрейсерский» вариант.
Видно, что дизайнеры внимательно изучали машины прошлых лет – и не только спорткары Nissan 240Z или Skyline, но и уже забытый многими Datsun 510, седанчик 40-летней давности, на базе которого в свое время было построено несметное количество стрит-, хот- и прочих «рейсеров».
Эх, как бы сейчас пригодилась такая машина – при реинкарнации бренда Datsun!
Эпоха возрождения
Помните среднемоторный родстер Honda Beat начала девяностых годов – открытый кей-кар дизайна ателье Pininfarina? Beat давно не выпускается, но готовится реинкарнация этой славной машинки. Прототип называется Honda S660 Concept. Правда, «генетически» его связывают с родстером Honda S500 образца 1963 года – только лишь потому, что в нынешнем году «пятисотка», а вместе с ней и вся фирма празднует полувековой юбилей первого автомобиля Honda.
А технически двухместный среднемоторный S660 очень похож на Beat. Это тоже кей-кар: длина машины – всего 3,4 м. За сиденьями стоит 660-кубовый трехцилиндровый турбомоторчик, который работает в паре с автоматической коробкой передач. Снаряженная масса – всего 900 кг. Динамические параметры пока держатся в тайне, хотя уже в 2015 году машина должна выйти на дороги – равно как и большое среднемоторное купе NSX.
А еще глава фирмы Honda Таканобу Ито подтвердил, что в 2015 году Honda возвращается в Формулу-1!
Тем временем в Лос-Анджелесе…
Из тех двух сотен водородных седанов FCX Clarity, которые Honda планировала выпустить на заводе в Такеназаве, к реальным владельцам с 2008 года попало немногим больше 50 машин. А в 2015 году на смену этой модели придет новый глобальный водородный автомобиль – дополненный и исправленный. И неспроста его концептуальную версию под именем FCEV решено было показать не в Токио, а в Калифорнии – там нашлось больше всего желающих взять FCX Clarity в лизинг: реализовано 34 машины.
Honda предлагала довольно заманчивые условия – начальный взнос не требовался, но в течение трех лет нужно каждый месяц выплачивать 600 долларов, причем в эту сумму уже включены и страховка, и сервис, и помощь на дорогах. Но нынешний Clarity рассчитан только на четырех седоков, через центр салона проходит высокий тоннель, в котором размещен электрохимический генератор, а часть багажника занята водородным баком.
А концептуальная Honda FCEV – пятиместная. Топливные элементы нового поколения теперь полностью умещаются в подкапотном пространстве, а значит, отпала надобность в развитом центральном тоннеле. Размеры агрегата сократились на треть, а удельная отдача выросла на 60% – до 3 кВт/л (как на тойотовском концепт-каре FCX). В итоге FCEV развивает примерно те же 100 кВт (около 136 л.с.), что и FCX Clarity, но запас хода на полном баке вырос с 240 миль (386км) до 300 миль (483 км).
Кстати, там же, в Лос-Анджелесе, компания Hyundai объявила, что с весны начнет сдавать калифорнийцам в лизинг водородные кроссоверы Tucson (он же ix35). Батарея топливных элементов заряжает литий-полимерную(!) батарею, а та питает электромотор мощностью 134 л.с. – бака на 5,5 кг водорода хватает примерно на те же 480 км. Причем корейская электрохимическая установка тоже полностью умещается в моторном отсеке, а кроссовер при этом почти не утрачивает способностей к трансформации салона. Да и условия владения гораздо интереснее: не 600, а 499 долларов в месяц в течение трех лет, включая не только страховку и сервис, но даже бесплатную заправку водородом!
Макеты Suzuki
С большим седаном Kizashi у фирмы Suzuki не задалось. В Америке он «не пошел», и отчасти поэтому было принято решение вовсе уйти с американского рынка – в продаже за океаном остались лишь мотоциклы Suzuki. В Европе Kizashi тоже не приняли, равно как и в Японии…
Заниматься нужно тем, что у тебя хорошо получается: марка Suzuki всегда славилась маленькими машинками!
Компактный переднеприводный концепт-хэтчбек Suzuki Crosshiker – очередная попытка «засветить» новую облегченную платформу, на которой будут создаваться перспективные компактные модели. Снаряженная масса – всего 810 кг. Под капотом – 996-кубовый трехцилиндровый моторчик перспективного семейства Dual Jet и вариатор.
Опытный кроссовер Suzuki X-Lander имеет в длину те же 3,6 метра, однако он заметно выше. Стильный аппарат! Но заглядываешь под брюхо – а там неразрезные мосты спереди и сзади! «Зато здесь гибридная силовая установка на основе четырехцилиндрового мотора Dual Jet рабочим объемом 1,2 л и роботизированная механическая коробка передач», – отчеканили мне молодые инженеры.
Ну-ну.
Что действительно понравилось, так это «ушастая» жидкокристаллическая панель приборов, форма которой напоминает о «приборках» быстрых супербайков. При необходимости три передние камеры (две из них расположены в корпусах наружных зеркал) формируют на этом дисплее широкоформатный «вид вперед» – неопытным водителям это поможет ориентироваться на бездорожье и при маневрировании в стесненных городских условиях.
А третья машина – Suzuki Hustler Coupe. Рискованное имя Hustler не имеет отношения к известному мужскому журналу: так называется серийный пятидверный кей-кар, который уже продается в Японии. А Coupe – попытка прощупать реакцию потенциальных покупателей на модификацию с покатой крышей и усеченными задними дверями.
Реальный же претендент на конвейерную сборку – перспективный кроссовер Suzuki iV-4, который уже был «засвечен» в сентябре на автосалоне во Франкфурте: если планам суждено сбыться, автомобиль появится на европейском рынке в 2015 году.
Обман зрения
Федор Лапшин, редактор рубрики «Грузовики и автобусы», был бы в восторге: издалека концепт-кар Daihatsu FC Deck – что твой тягач Renault Magnum! На самом деле это тоже кей-кар длиной всего 3,4 метра и лишь полутораметровой шириной. Но стильная кабина с большой площадью остекления визуально отделена от столь же стильной платформы, а под сиденьями прячется энергетическая установка на топливных элементах мощностью 35 киловатт.
На платформу можно установить небольшой кузов или приспособить ее для перевозки компактных энергетических модулей FC.dock 05C (размером с крупный чемодан) и FC.dock 20C (размером с холодильник), которые используются как автономные источники электричества. Запитываются модули из съемных емкостей размером с большую двухлитровую пластиковую бутылку. Но в емкостях – не водород!
Daihatsu находится под полным контролем Тойоты, а потому продвигает те же идеи, но – в своем «кей-каровском» формате. Инженеры Daihatsu предлагают использовать в качестве источника энергии гидразин-гидрат – очень едкую жидкость (разрушает даже стекло) с запахом аммиака. Японцы говорят, что гидразин-гидрат обладает той же энергетической отдачей, что и водород. А топливные элементы здесь – с анионообменной мембраной, поэтому в качестве катализатора используется не дорогостоящая платина, а кобальт или никель.
Ну а забавный однообъемный «концепт» Daihatsu Deca Deca демонстрирует, как на отведенной кей-кару площади (3,4х1,5 м) можно создать предельно вместительный автомобиль. Вертикальные стенки кузова, высокая крыша, распахивающиеся на 180 градусов двери без центральной стойки, ровный пол салона и тонкие раскладные сиденья-лавочки. Что-то мне напоминает… Ну конечно, это же переделка серийного кей-кара Daihatsu Tanto! Так стоило ли городить Деку-Деку?
Разница потенциалов
Марка Subaru не относится к законодателям автомобильной моды, но новый универсал Levorg, о котором мы уже подробно рассказывали (АР №23, 2013), дает надежду: красив! Пока он будет продаваться лишь в Японии и встанет на ступеньку ниже семейства Legacy/Outback.
Рядом с Леворгом неубедительно смотрелся семиместный Crossover 7 Concept. Японцы пытаются вернуть на международный рынок большую семейную машину, с ролью которой не очень хорошо справилась Tribeca. Слабенькая попытка: просто универсал, глазу не за что зацепиться. Вполне возможно, что это Subaru Exiga нового поколения, который продается на японском рынке, но – с «внедорожным» обвесом.
Концепт-кары Subaru Cross Sport и Subaru Viziv Evolution – вот две бомбы! Cross Sport – это трехдверный универсал на базе купе BRZ. При длине 4300 мм он лишь на 60 мм длиннее «исходника». Есть в этой машине что-то от Volvo C30, проглядываются черты стильного «концепта» Saab 9x 2001 года… Но японцы говорят, что это всего лишь дизайнерский проект без конкретных видов на серийное производство.
Схожая история с трехдверным универсалом Viziv Evolution – развитием уже показанного на европейских мотор-шоу концепта Viziv. Если забыть о пижонских подъемных дверях и не обращать внимания на сложный гибридный привод (бензиновый турбомотор 1.6 DIT, один электромотор на передней оси и еще два – на задней), то Viziv Evolution вполне можно рассматривать как потенциального конкурента таким компактным полноприводникам, как Mercedes GLA. Но хватит ли потенциала у самой фирмы Subaru, чтобы воплотить хотя бы один из трехдверных универсалов в жизнь?
Тем временем в Лос-Анджелесе…
В Токио – Levorg и Concept 7, а в Лос-Анджелесе – Legacy! Ведь если в Японии с начала года было продано около 170 тысяч автомобилей Subaru, то в США – 385 тысяч. Главный рынок! Но если спрос на Forester и «внедорожную» Импрезу под именем XV Crosstrek вырос почти в полтора раза, то Legacy, Outback и Tribeca приверженцев теряют.
Требуется срочная смена поколений! И в Лос-Анджелесе был подан сигнал: грядет новый Legacy, причем он дебютирует уже в следующем году – всего через шесть лет после начала выпуска машин нынешнего поколения.
Новое фирменное «лицо» в стиле концепт-кара Viziv, увеличенные габариты и колесная база, приземистый профиль с более пологими стойками крыши, боковые зеркала на дверных панелях, неподвижные «косынки» в остеклении передних дверей… И новый интерьер с перекомпонованной центральной консолью и приборами в колодцах. Машина норовит догнать по размерам «пятерку» BMW (концепт-кар почти на 200мм длиннее нынешнего Legacy – 4930мм), колесная база увеличится на 130 мм (2880мм у лос-анджелесской машины), подоконная линия станет выше, двери – шире. Но дверные рамки, увы, останутся.
Параллельно сменит поколения и универсал Outback. Серьезных перемен в технике ждать вряд ли стоит, однако судьба «оппозита» 3.6 под вопросом, ведь после того как в январе с производства будет снята Tribeca, семейство Legacy останется единственным носителем этого мотора.