Побег Лотоса: российский спорткар ShortCut против родстера Caterham Seven 485 CSR и кубковой Мазды MX-5

Если взять спорткар и отсечь все лишнее — останется Lotus Seven. Если взять Lotus Seven и отсечь все лишнее вновь — получится ShortСut, максимально упрощенный и удешевленный ремейк легендарной «семерки». Один миллион рублей, 500 килограммов, 90% отечественных компонентов, блок цилиндров от Лады Гранты и 184 л.с. — такого гоночного автомобиля в России еще не было. На дороги общего пользования ему нельзя, поэтому мы взяли настоящий Caterham Seven, взяли кубковую Мазду MX-5 и отправились на трассу Moscow Raceway. Если надумаете повторить, обязательно уточните, работает ли ближайший магазин автозапчастей.

Мне тоже казалось, что после «русского гибридомобиля» и «русского суперкара» всем отечественным автомобильным стартапам следовало принять целибат и не гневить природу, однако этим летом компания DK Racing открыла прием заказов на «русский Lotus»: он стоит миллион ­рублей — и это самый доступный из продающихся в России спорткаров. Или ­все-таки суперкаров? Ведь по своей энерговооруженности — 370 л.с. на тонну без учета водителя! — ShortСut превосходит и Porsche 911 GT3, и 911 Turbo S.

Он создан по образу и подобию Лотуса, но — из «ребра» Жигулей. Казалось бы, как еще можно упростить машину, в которой и так было только полцентнера труб, несколько алюминиевых листов и набор деталей и узлов от Форда? Однако британцы-то ничего не знают про импортозамещение и систему ­ЭРА-ГЛОНАСС, а создатели проекта ShortСut быстро поняли, что сертификацию дорожного автомобиля им не потянуть и что аутентичные импортные компоненты превратят легкого жеребца в золотого теленка. А раз по дорогам общего пользования ездить не придется, значит, не нужны отопитель и подушка безопасности, АБС и пассажирское кресло, обивка салона, поворотники и лобовое стекло. В базовой конфигурации здесь нет даже ручника.

Вместо агрегатов марки Ford или Rover — атмосферный шестнадцатиклапанник на основе мотора Гранты Спорт, жигулевские коробка передач и задний мост. Импортные — амортизаторы Protech, задние тормоза концерна Volkswagen, рулевая «рейка» от автомобиля Ford Sierra и шины Toyo или Yokohama.

Рельефная клапанная крышка, индивидуальные дроссели, прямоток — красивый мотор. Мощность 184 л.с. достигается на бензине АИ-98, а на 102-м — уже 194 силы

ShortCut родом с Рублевки: он ­появился на свет в аккуратном, похожем на студию-лофт, ангаре неподалеку от поселка Горки-2. В этом штабе соседствуют КБ 527, ответственное за инжиниринг, и фирма DK Racing, которая взяла на себя производство, коммерцию и маркетинг проекта.

У истоков Шортката стояли ­гонщики-энтузиасты Глеб Мишугин и Виктор Завадский — свой первый любительский трек-мобиль Locost на основе Жигулей они построили еще в 2009 году. Потом к дуэту ­примкнул директор российского ­Lotus-клуба Денис Абрамович, трио превратилось в КБ 527, а хобби — в идею разработать по заветам Чепмена автомобиль для ­отечественной гоночной моносерии.

Правда, стало ясно, что при курсе евро под семьдесят британские ингредиенты никуда не годятся. А с отечественными деталями Lotus серьезно мутирует: кардан от Нивы диктует довольно короткую колесную базу (2265 мм), а жигулевские полуоси зауживают колею больше чем на сантиметр (до 1343 мм). В итоге ShortСut компактнее своего прообраза, у него другой, более тяжелый и жесткий каркас, хотя снаряженная масса все равно на 100—150 кг ниже.

Пространственный каркас весит 100 кг, сама «клетка» безопасности сварена из труб диаметром 45 мм. Жесткость на кручение примерно 6000 Нм/град.

Паутину стальных трубок сваривают в пространственный скелет прямо в Горках, штатный моторист на вазовский блок со стандартными поршнями устанавливает усиленный коленвал, оригинальную голову с валами (подъем 10 мм, фаза 245), впускной коллектор с индивидуальными дроссельными заслонками и выпуск с пауком 4-1. В картер жигулевской «механики» вставляют сближенный ряд шестерен R1 (первая — 3,242; вторая — 1,989; третья — 1,289), а «классическую» главную передачу (4,3) и самоблок IQ Racing «упаковывают» в сваренную здесь же оригинальную балку моста — и обвешивают все это внешними пластиковыми панелями.

Мягкий пластик и удобства в машине за миллион? Чтобы облагородить этот салон, ShortСut предлагает докупить углепластиковые накладки (за 37500 рублей), ­кресла-ковши (по 50 тысяч) и ветровое стекло (18 тысяч)

Сборка одного автомобиля длится месяц, то есть за год — не больше 12 машин. При цене миллион рублей ShortСut не выглядит как бизнес, который сулит золотые горы, и, возможно, даже не призван становиться таковым в будущем. По крайней мере, главный инвестор проекта бизнесмен и гонщик Михаил Даев в авто- и мотомире известен как визионер и автор «русского мотоцикла Волк», который впервые был показан два года назад, однако пока так и не пошел в серию. В конце 2016 года компания Даева DK Racing приобрела контрольную долю в КБ 527 и сформировала что-то вроде автоспортивного холдинга, который готов не только разрабатывать, собирать и продавать гоночные автомобили, но также обслуживать их, сдавать в аренду и выступать академией для начинающих пилотов.

Передняя подвеска — классика на двойных поперечных рычагах собственной конструкции. Тормозные механизмы — ВАЗ, диски не вентилируемые. Вместо амортизаторов Protech можно поставить российские Плаза, которые немного дешевле. Фары — опция за десять тысяч рублей

Сегодня ShortСut с полной технической поддержкой можно арендовать на одну сессию за 6000 рублей, на весь трек-день за 79—85 тысяч или на целый гоночный этап (от 100 до 315 тысяч). Правда, пока выступать можно только в тайм-атаках RHHCC, многочасовых гонках REC (Russian Endurance Challenge) и соревнованиях MaxPowerCars, но уже в сентябре должны пройти первые два этапа серии ShortCut, к которым будут готовы около десяти машин. А одна из них ждет нас на автодроме Moscow Raceway.

Задний мост КБ 527 разработало самостоятельно — чтобы меньше зависеть от качества жигулевских запчастей. За геометрию подвески отвечают новые продольные рычаги и тяга Панара

Кого звать на спарринг? Конечно, оригинальный Lotus Seven. Точнее, Caterham, ведь эта компания еще в 1973 году выкупила у Колина Чепмена лицензию на производство и продажу «семерок». Сегодня Caterham в разных странах предлагает дюжину модификаций модели Seven, однако в Россию даже «серые» поставки прекратились после ­2014-го — и сейчас в стране с трудом найдется десяток таких машин. Хотя сайт ­www.­caterham.ru обещает за три—пять месяцев доставить из Британии нужный автомобиль — от 80-сильной модификации Seven 160 c 660-кубовым турбомотором Suzuki за 2,5 млн рублей до 310-сильной топ-версии Seven 620S c компрессорной «четверкой» Ford за 6,3 млн.

Без шлема водить Caterham не следует даже в городе — дело не в безопасности, а в том, что салон как пылесос засасывает песок и пыль на любой скорости

Среди тех, кто посчитал это выгодным вложением, москвич Денис, который в конце прошлого года привез из Германии Caterham Seven 485 CSR — довольно редкую версию с 240-сильным атмосферником Ford Duratec 2.0 и независимой задней подвеской. ShortСut рядом с ним как катер на фоне теплохода. Сaterham предлагает даже багажник! Не говоря уже о том, что это дорожный автомобиль с номерами, дворниками, печкой и сигнализацией. К тому же вместо стандартной «механики» здесь стоит кулачковая трансмиссия Sadev с пневмоуправлением и лепестками за 20 тысяч евро, ­из-за которой цена машины с растаможкой перевалила за 100 тысяч евро. Шесть миллионов рублей! Но упакованный Caterham после доработки весит 725 кг, а значит, энерговооруженность лишь 331 л.с. на тонну.

Брезентовую полукрышу можно дополнить дверями из того же материала

Трековая Mazda MX-5 в нашем трио и самая тяжелая, и самая слабая: стандартный двухлитровый двигатель после перепрошивки ЭБУ и замены выхлопа развивает 175 л.с., а снаряженная масса без водителя аж 1090 кг (160 л.с. на тонну). Но Мазды славятся драйвом, выносливостью и простотой, а чемпионат MX5Cup — один из наиболее доступных монокубков с массовым стартом и контактной борьбой. Правда, даже он зачах из-за отсутствия спроса. Аренда такой Мазды на тренировочный день обойдется в 105 тысяч рублей, на гоночный этап — 380—580 тысяч, а приобрести подержанную машину с каркасом, крышей и подвеской KW предлагают за те же 900 тысяч.

Вроде бы почти обычный салон, но для жизни вне трека здесь только печка, поворотники, ручник и сеточки для документов возле коленей. Посадка в кресло — из стойки на «брусьях» каркаса. Зеленая кнопка на съемном руле — предохранитель включения первой передачи

В ShortСut нужно просочиться сквозь ребра каркаса и полулечь на ложемент из строительной пены. Щелкает тумблер стартера, под шлем прорывается горячее дыхание мотора. Для новичка этот автомобиль разбирает спортивную езду на простейшие слагаемые и без прикрас растолковывает, с чем придется иметь дело: упертый механизм выбора передач, тяжелая педаль тормоза без усилителя, тугое сцепление, острый руль, заносчивый хвост. Если знаешь азы, ShortСut будет послушным снарядом, потому что и снос, и занос он позволяет парировать достаточно просто. Темп может быть каким угодно: кайф зашкалит в любом случае.

Полная версия доступна только подписчикам АвторевюПодпишитесь прямо сейчас

Подписка на месяц
229

Подписка на год
27481590

я уже подписан

Сергей Знаемский

Авторевю

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *