Почти две недели моим мотоциклом был Ducati Multistrada 1260 Enduro — сгусток южной экспрессии в теле большого кроссовера. Я смог заглянуть в леса Карелии, услышать вой волков рядом с палаточным лагерем и полежать на девственном мху Рыбачьего под низким небом Заполярья. И, черт побери, понять, для чего именно существуют эти большие туристические эндуро!
Мир больших туристических эндуро для путешествий — витрина возможностей производителей и элитный закрытый клуб BMW, KTM и Ducati. Простите, поклонники Suzuki и Ямахи: V-Strom 1000 и XT1200Z Super Tenere играют в другом классе. А в этом есть все лучшее: электроннорегулируемые подвески, хитрые «угловые» АБС, мириады сенсоров, отвечающих за безопасность, — начиная с контроля wheelie и заканчивая проверкой качества кофе, сваренного в придорожном кафе.
Ducati Multistrada 1260 Enduro
Предшественника Ducati 1200 Enduro я уже пристально рассматривал пару лет назад. Что изменилось за это время кроме цифровых обозначений? Двигатель подрос в рабочем объеме до 1262 см³, отдача увеличилась со 152 до 158 л.с., полка крутящего момента при тех же максимальных 128 Нм выровнялась в диапазоне от 3500 до 5000 об/мин. А вот ход подвески… сократился! С 200 до 185 мм — как для вилки, так и для моноамортизатора.
Так сделали для уменьшения высоты сиденья (есть три варианта — 840, 860 и 880 мм) и снижения центра масс. Повлияло ли это на внедорожный потенциал мотоцикла? Маркетологи кивают на электроннорегулируемую подвеску с названием, похоже заимствованным из киносаги о звездных войнах, — Ducati Skyhook Suspension Evo System: мол, она все компенсирует. Немного забегая вперед северных оленей, замечу, что это так, но с некоторыми оговорками.
Зато грузоподъемность возросла с 211 до 231 кг. А еще на флагмане дают двусторонний квикшифтер, систему удержания на подъеме и так называемые поворотные фары, которые включаются в виражах. Как все это работает на практике?
Лучшим ответом на вопрос стала организованная российским представительством Ducati экспедиция через Карелию на самую северную точку западной части России — полуостров Рыбачий, причем добрую половину из 6000 пройденных километров составляли грунтовки различного качества. И никаких перелетов до места. Нет, все по-взрослому: старт и финиш в Москве, часть ночевок в палатках, серьезные физические нагрузки… Машиной сопровождения служил Volkswagen Amarok Canyon с трехлитровой дизельной «шестеркой». А кроме моего Enduro в поход отправились «турист» Multistrada 950 S и Scrambler Desert Sled.
Первые 700 километров асфальта до Санкт-Петербурга стали лишь началом погружения в самобытную красоту Русского Севера. На асфальте Ducati 1260 Enduro все так же бесподобен — ни 30-литровый бензобак, ни честные 254 кг снаряженной массы (не считая опционных кофров, вместе с системой крепления добавляющих еще около 15 кг) никак не повлияли на его характер. Это все тот же злой нейкед, но со всеми удобствами «туриста», четко отслеживающий малейшие желания водителя, легко съедающий любую дорогу и выстреливающий до трехзначных скоростей на уровне сверхдорогих 500-сильных спорткаров. И все это в связке с высочайшим уровнем комфорта и относительно умеренным аппетитом: на платном участке с разрешенными 130 км/ч получалось 6,4 литра на 100 км. Плюс регулирующееся по высоте ветровое стекло и круиз-контроль. Один из лучших современных «дальнобойщиков»! В нем еще нет экстремизма КТМ с его беспощадным лозунгом «Ready to Race», но, к счастью, здесь и не пахнет пенсионерским «гусем» со 135-сильным двигателем даже в последней итерации и торчащими вбок цилиндрами — сборниками камней, пеньков и прочих радостей жесткого бездорожья.
После 6000 километров, из которых на твердое покрытие пришлось чуть больше 2000, «шашка» у шин Pirelli Scorpion Rally почти закончилась — для асфальта лучше подойдут другие покрышки
В Санкт-Петербурге мы поменяли шины на «умеренную шашку» Pirelli Scorpion Rally. И уже на второй день по дороге к Воттовааре съехали на грунт. Кстати, вы только вслушайтесь в это название — Воттоваара. Саамы, эпоха викингов, суровые воины в шкурах и с топорами…
Карелия вообще отпечаталась в памяти как страница приоткрытой огромной захватывающей книги. Ее можно изучать годами! Позади остались Кемь и Умба с одной из лучших бань в моей жизни — мне до сих пор кажется, что я чувствую запах веников и свежего деревянного сруба.
Уже на второй день я полностью адаптировался к Ducati 1260. Попытался найти подходящие режимы электроники и выбрал наиболее оптимальный вариант для себя — режим работы двигателя Enduro в сочетании с «единичкой» системы АБС на переднем колесе и полностью отключенной антиблокировочной системой на заднем. Да, трэкшн-контроль я также деактивировал. Мешали лишь периодические удары по защите двигателя и центральной подножке: «упраздненные» 15 мм хода подвески не прошли бесследно. Можно, конечно, сбросить скорость, однако Multistrada 950 S с коллегой в седле поддерживала совсем не печальные 90—100 км/ч на грунте — и я, конечно, пытался не отставать. А участки с самым сложным рельефом приходилось проезжать на «полной ручке», так как тормозить уже было поздно.
Кстати, Scrambler до самой Кандалакши отсиживался в кузове нашего пикапа. Но когда попал на бездорожье Рыбачьего, не ударил в грязь лицом: его 209 кг снаряженной массы после старших братьев показались пушинкой! Там, где такие красивые, но тяжелые «туристы» Ducati выжимали все соки, требуя максимальной концентрации и сил, младший Scrambler Desert Sled просто проезжал, не требуя ничего, кроме улыбки победителя и чувства превосходства его погонщика над «переевшими» собратьями по цеху.
Ducati Scrambler Desert Sled — настоящий воин бездорожья
Да, беда таких машин, как Multistrada 1260 S или «большой гусь» BMW, — снаряженная масса: еще никто не сумел обмануть законы физики, и четверть тонны в глине или песке всегда представляет сложность даже для очень подготовленных райдеров. Ну а для офисного планктона с короткими ножками и большим самомнением это однозначный приговор: не дальше ста метров от асфальта!
И их, конечно, жаль. Потому что спустя неделю погружения в размеренную и неспешную жизнь Карелии мы добрались до озера Канентъявр, точки отсчета моего знакомства с полуостровом Рыбачий, где я провел последующие три дня — пожалуй, одни из лучших в моих мотопутешествиях. Я сбился, считая пройденные броды, глаза ослепли от завораживающих видов, сердце болело от грубых рубцов войны, которые встречаются почти на каждом шагу на этой суровой северной земле. Победоносного и быстрого продвижения вглубь, как в западной части СССР в 1941 году, у немцев здесь не получилось…
Ночь в палатках мы провели на мысе Немецкий, глядя на береговую линию Норвегии. А на обратном пути получили зубодробительные и крайне волнующие 40 километров чистого экстрима. Засадили на броде Amarok — и спасибо водителю УАЗа, который легко выдернул четырехколесного узника, удивляясь нашей неподготовленности. На вопрос о тросе мы лишь разводили руками, а буксирную проушину искали по инструкции.
Последние три часа мы двигались по Рыбачьему уже в кромешной темноте, вдобавок Scrambler в очередной раз полностью высушил свой игрушечный бензобак — и его пришлось грузить в пикап. На дорогу мы выбрались лишь в час ночи — и… Как скучно, оказывается, ездить по асфальту! И как же хорошо, что в мире есть «большие туристы»!
Потом были несколько тысяч километров от Мурманска до Москвы — после пройденного скорее легкая прогулка, нежели путешествие. А Ducati Multistrada 1260 Enduro оставил стойкое желание пересмотреть отношение к уровню собственных доходов (цены только начинаются с 2 млн рублей) и стереотипам: ни один Ducati за весь путь не сломался и не доставил даже самой мелкой неприятности.
Кстати, на грядущей выставке EICMA в Милане скоро покажут принципиально новую машину этого же класса — Ducati Multistrada V4. Да-да, с V-образным четырехцилиндровым двигателем, заимствованным у Panigale V4. Жду следующего сезона!
Паспортные данные | |
---|---|
Мотоцикл | Ducati Multistrada 1260 Enduro |
Размеры, мм | |
колесная база | 1592 |
высота по сиденью | 860 (840 и 880 — опция) |
Угол наклона/вылет передней вилки, град/мм | 25/112 |
Рама | композитная: трубчатая пространственная рама из хромомолибденовой стали, алюминиевый подрамник, хвостовая часть из высокопрочного полимера |
Снаряженная масса, кг | 254 |
Число и расположение цилиндров | 2, V-образное |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 106,0/71,5 |
Степень сжатия | 13,0:1 |
Рабочий объем, см³ | 1262 |
Число клапанов | 8 |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 158/116/9500 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 128/7500 |
Трансмиссия | 6-ступенчатая КП, двусторонний квикшифтер, многодисковое проскальзывающее сцепление в масляной ванне, цепь |
Передняя подвеска | электроннорегулируемая телескопическая вилка перевернутого типа, Ø перьев 48 мм, ход колеса 185 мм |
Задняя подвеска | консольная, маятниковая, электроннорегулируемый моноамортизатор, ход колеса 185 мм |
Передний тормоз | 2 диска Ø 330 мм, 4-поршневые радиальные моноблочные скобы Brembo |
Задний тормоз | диск Ø 220 мм |
Максимальная скорость, км/ч | 255 |
Переднее колесо | 120/70-19″ |
Заднее колесо | 170/60-17″ |
Емкость топливного бака, л | 30 |
Топливо | бензин АИ-95—100 |