В прошлом году мы с кировчанином Климом Байковым стали чемпионами Эстонии в 1600-кубовом классе EMV9 — причем финальная победа на ралли Сааремаа далась нам и нашим Жигулям, что называется, потом и кровью. Но удержаться на вершине, вопреки общепринятому мнению, оказалось куда проще, чем на нее взобраться: в этом сезоне мы могли повторить свой успех еще за два этапа до финиша серии! Тут свое веское слово, конечно, сказали наши соперники — по разным причинам мало кто из быстрых пилотов нацелился на полноценный чемпионат в классе EMV9, а обгонять эстонских середнячков мы с Климом, к счастью, уже научились. В итоге даже после схода на июльской гонке в Тарту у нас в чемпионате остался всего один конкурент в споре за золото — Райго Вилбикс на вазовской «восьмерке». Да и тот отставал уже на полсотни очков…
Райго Вилбикс — единственный пилот, выступающий в зачете EMV9 на «восьмерке». Остальные наши соперники едут либо на Жигулях, либо на иномарках — Хондах, Тойотах, Ниссанах, Фольксвагенах и Suzuki
Гонки с предсказуемым результатом — занятие далеко не самое интересное. Поэтому список участников предпоследнего этапа первенства, ралли Южная Эстония, нас безмерно порадовал. Мало того что в окрестностях Выру самые интересные и сложные спецучастки во всей Прибалтике, так еще и будет с кем посоревноваться!
Перед гонкой мы съездили на место нашего субботнего схода на июльском ралли Эстония. Как вы, наверное, помните, та история обернулась драмой: заднее левое колесо, отделившееся от Жигулей из-за сломанных шпилек, угодило в мальчика, игравшего в доброй сотне метров от трассы. Так вот, с маленьким Расмусом все в полном порядке — если не считать выбитого молочного зуба. В этом мы убедились лично: Клим договорился о встрече с семейством мальчугана на месте происшествия, чтобы передать ему подарки. Оказалось, что у Расмуса есть еще три брата — мал мала меньше. И все они, получив футболки с символикой нашей команды, с охотой полезли в салон гоночных Жигулей. Похоже, что полку будущих эстонских раллистов прибыло! Да и у нас от этой встречи на душе стало гораздо легче…
Расмус (справа) с братьями в «кокпите» наших Жигулей
Чтобы ситуация со шпильками не повторилась, теперь мы используем подходящий по размеру крепеж от Subaru. А вот решение проблемы с датчиком топлива, из-за глюка которого мы сошли в концовке ралли Эстония, отложено на межсезонье, когда на «пятерке» будет полностью меняться электропроводка. Ну а пока, чтобы ненароком не «обсохнуть» вновь, решено действовать дедовским методом — то есть каждый раз заправляться до полного бака.
Два главных фаворита соревнований сошли в одном и том же месте на первом же спецучастке: дренажная труба в канаве вывела из строя подвеску и на Фиесте WRC Георга Гросса, и Фиесте Прото Эгона Каура
Но вернемся к Выру — и посмотрим на список участников в классе EMV9. После десятимесячного перерыва снял свой гоночный шлем с гвоздя Янар Тянак — двоюродный брат Отта, выступающего в чемпионате мира. Его Жигули — тот еще «космолет»: низкий, легкий, с чудовищно форсированным 1600-кубовым «классическим» мотором на дросселях, секвентальной коробкой передач и кучей других гоночных ништяков, включая выхлопную систему, проходящую прямо через багажник, и эффектное антикрыло, которое советским Ладам ВФТС даже и не снилось. В общем, это уже не Жигули, а Lada S1600, как обозначена машина Янара во всех протоколах.
«Пятерка» Иво Килписа с виду куда проще — но сам латыш весьма силен, что показали ралли Алуксне и Сарма, на которых мы с ним пересекались зимой. Ну а ориентиром для всех участников в нашем классе, насчитывавшем девять экипажей, должен был стать скромный парень из Суоми Паси Тиайнен, который совсем недавно взял серебро в «моноприводе» в гонке поддержки финского этапа чемпионата мира. Правда, в Ювяскюля Паси ехал на мощном BMW, а в Выру выкатил на старт заднеприводную трехдверку Toyota Starlet, которая при сравнимой мощности была на добрых 150 килограммов легче наших Жигулей.
Паси Тиайнен (справа) раскрывает Климу Байкову секреты строительства хорошей раллийной подвески. На заднем плане — «космолет» Янара Тянака
В том, что крутить руль этой «пушки» Тиайнен отнюдь не разучился, мы убедились на первом же вечернем спецучастке, где Паси привез нам с восьми километров семь секунд. Не изменилась картина и на втором допе, который был точной копией предыдущего. Финн — первый, мы — вторые, Янар Тянак с новым штурманом по имени Сильвер Бахофф — третий, Килпис, несмотря на проблемы с тормозами, — четвертый. Однако на двух проездах по городскому спецучастку в Выру Паси решил поосторожничать, а вот Клим — нет. В результате мы не только отыграли свое отставание на асфальте, но и ушли на ночной перерыв с 0,3-секундным преимуществом перед экипажем Тиайнена!
Вятские Жигули на городском спецучастке в Выру, после которого мы вышли на первое место в классе
Ну а уже после полуночи стало известно, что сошедший на СУ1 из-за поломки Райго Вилбикс не стартует наутро по системе Rally 2 — и мы с Климом автоматом стали чемпионами Эстонии 2018 года! Конечно, совсем не так нам виделось завоевание этого титула: победить хотелось отнюдь не во сне, а в очном и остром соперничестве на трассе. Но так уж сложились звезды в этом сезоне, что удача благоволила нам, а не соперникам — и мы первые из россиян, кому удалось стать двукратными чемпионами Эстонии.
Увы, наутро нам пришлось принимать не только поздравления, но и «соболезнования»: к концу пятого спецучастка мотор перестал тянуть, и мы финишировали на этом допе уже накатом. Предварительный диагноз после вскрытия не радует: в первом цилиндре развалился поршень. Ну а почему это произошло и как избежать проблем в дальнейшем, чуть позже расскажет известный тольяттинский гонщик и моторист Дмитрий Брагин, к которому двигатель уже отправился на переборку.
В любом случае сезон для наших Жигулей не закончен: в начале октября нас ждет культовое эстонское ралли Сааремаа, которое в этом году будет делать новая команда организаторов. На живописном острове в Балтийском море всегда собирается самая большая и представительная компания прибалтийских и финских гонщиков. Тогда и узнаем, чего на самом деле стоят двукратные чемпионы Эстонии из России!
South Estonian Rally
Чемпионат Эстонии, 6-й этап
Чемпионат Латвии, 5-й этап
Выру (Эстония), 24—25 августа
Стартовало 76 экипажей, классифицирован 51
Абсолютный зачет
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | Р.Бундсен/Р.Лощеников | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VIII | 58.02,4 |
2 | А.Попов/А.Крылов | Эстония/Россия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +36,1 |
3 | П.Койк/У.Хелдна | Эстония | Ford Fiesta Proto | +48,3 |
4 | Э.Блумс/Д.Эглитис | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +1.18,5 |
5 | Я.Воробьевс/И.Пукис | Латвия | BMW M3 | +1.33,3 |
6 | М.Рингенберг/А.Хейна | Эстония | BMW M3 | +2.05,7 |
7 | Х.Керс/М.Капп | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo Х | +2.12,2 |
8 | Р.Шаймиев/М.Цветков | Россия | Ford Fiesta R5 | +2.29,4 |
9 | М.Юримяэ/М.Вальтер | Эстония | BMW M3 | +2.45,7 |
10 | М.Ванаселья/М.Лиивак | Эстония | BMW M3 | +2.50,9 |
11 | А.Семенов/А.Курносов | Россия | Mitsubishi Lancer Evo Х | +3.26,6 |
… | ||||
14 | А.Михайлов/Н.Кокинс | Россия/Латвия | Mitsubishi Lancer Evo Х | +3.42,4 |
22 | Д.Мячин/Ю.Куликов | Россия | Peugeot 208 R2 | +6.12,7 |
34 | С.Угер/В.Афонин | Россия | Ford Fiesta R5 | +9.23,2 |
37 | В.Кузнецов/Р.Капустин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +11.51,1 |
Положение в зачете EMV9 чемпионата Эстонии среди пилотов
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Клим Байков | Россия | ВАЗ-2105 | 102 |
2 | Иво Килпис | Латвия | ВАЗ-2105 | 53 |
3 | Райго Вилбикс | Эстония | ВАЗ-21083 | 52 |
4 | Лаури Пигель | Эстония | Honda Civic | 47 |
5 | Тимму Кырге | Эстония | ВАЗ-2105 | 38 |
6 | Вайдо Тали | Эстония | ВАЗ-2105 | 35 |