По предварительным данным, в прошлом году в России продано около 1,42 млн новых легковушек и легких коммерческих автомобилей — на 11% меньше, чем в 2015-м. Но если в позапрошлом году из автосалонов исчезли 62 модели, то на этот раз — только полсотни. Не считая тех, на смену которым пришли машины с иным названием (например, вместо седана Volvo S80 теперь продается S90).
Премиум-сегмент
Из-за необходимости оснащать все машины системой ЭРА-ГЛОНАСС у нас больше нельзя купить хэтчбек BMW Gran Turismo пятой серии, кабриолеты четвертой и шестой серий, а также родстер BMW Z4. Впрочем, спрос на эти модели был невелик: за первые восемь месяцев прошлого года покупателей в сумме нашли только 104 машины.
Хэтчбек BMW GT пятой серии расходился в десять раз хуже седана: 3800 автомобилей с 2009 года
С потерями закончила год и компания Audi: у нас больше не продаются хэтчбеки A1, а также трехдверки и кабриолеты семейства A3. После смены поколения не вернется в Россию и открытый Audi A5 Cabriolet, хотя купе и пятидверный Sportback уже вышли на наш рынок. Mercedes не убрал из нашей страны ни одной модели, но серьезно проредил набор модификаций: например, в гамме A- и B-класса выбора двигателей, считай, не осталось.
У Infiniti потерь нет, но Lexus IS и GS ушли с рынка, хотя «заряженный» GS F пока еще можно заказать. Марка Acura и вовсе покинула нас, продержавшись чуть больше двух лет: за это время в Москве было открыто только два шоу-рума, а количество проданных машин не превысило двух тысяч, из которых примерно полторы тысячи — это крупные кроссоверы Acura MDX.
Наконец, из прайс-листов исчез седан Cadillac ATS, но его продажи были штучными.
Acura MDX: 1500 автомобилей за два года
Кроссоверы и внедорожники
В этом сегменте рынка наиболее болезненные потери — это Mitsubishi ASX и Nissan Juke. До кризиса оба паркетника находили по 20—25 тысяч покупателей ежегодно, но эти модели поставляли к нам из США, Японии и Великобритании, и после падения рубля они могли оказаться дороже выпускаемых в России старших братьев Outlander и Qashqai. А вместе с Mitsubishi ASX из автосалонов исчезли и его французские клоны — Peugeot 4008 и Citroen C4 Airсross.
Mitsubishi ASX за семь лет нашел в России почти 100 тысяч покупателей
Еще одна значимая потеря — Suzuki Grand Vitara, единственный в последние годы компактный кроссовер с постоянным полным приводом и понижайкой. Но возраст взял свое (модели уже 12 лет!): продажи падали не первый год, и компания не стала продлевать действие сертификата, хотя производство в Японии продолжается.
Suzuki Grand Vitara была бестселлером марки в России: 126 тысяч машин за 11 лет
Покинули рынок внедорожники SsangYong: это модели Kyron и Rexton, пикап Actyon Sports, а также полноприводный минивэн Stavic. Но продажи кроссоверов Actyon должны возобновиться этой зимой, а вместе с ними к дилерам придут паркетники SsangYong Tivoli и Tivoli XLV.
Больше нельзя купить кроссоверы Jeep Compass, Renault Koleos и Toyota Highlander, хотя все три компании обещают вернуть модели на рынок в этом году: Compass и Koleos — после смены поколений, а Highlander — в обновленном виде. Наконец, исчезла Honda Crosstour, но эта модель провалилась в глобальном масштабе и уже снята с производства, а наследник у нее будет только в Китае.
Средний ценовой сегмент
Самый неожиданный уход — на счету седана Nissan Teana. Эта модель входила в десятку самых продаваемых моделей бизнес-класса, но все-таки была убыточной, поэтому сборку в Санкт-Петербурге остановили еще год назад, а дилерские запасы иссякли летом. Вдобавок Россию покинул хэтчбек Nissan Tiida: спрос оказался никудышным. Соплатформенная Sentra пока в строю, но тучи сгущаются и над ней.
Седан Nissan Teana третьего поколения продержался в России два года: 10,6 тысячи машин
Отправлены в отставку легковушки Renault Megane и Fluence, хотя последние экземпляры еще можно найти на складах у некоторых дилеров. Машины нового поколения в Россию поставлять не будут — теперь почти вся российская гамма Renault представляет собой вариации на тему платформы B0.
Renault Megane третьего поколения: 32,5 тысячи российских покупателей
Больше нельзя купить автомобили Citroen C5 и C3 Picasso, Peugeot 208 и Hyundai Veloster, хотя эти модели никогда не были массовыми в России. Исчезли из прайс-листов спорткары-близнецы Toyota GT 86 и Subaru BRZ, а также суперседаны Subaru WRX.
А еще тихо ушел первый официально поставлявшийся в Россию электромобиль Mitsubishi i-MiEV. За шесть лет продано 273 машины — в основном корпоративным клиентам. Упавшее было знамя электромобилизма подняла компания Renault: сейчас у дилеров можно заказать электрические Twizy и Kangoo Z.E.
Доступные модели
Сегмент наиболее дешевых автомобилей поредел главным образом из-за «китайцев». Компания Haima распродала все запасы седанов M3 и паркетников Haima 7, но поставки новых машин так и не начала, а Chery вывела с российского рынка сразу пять вяло продававшихся моделей (M11, IndiS, Arrizo 7, Bonus и Very). Больше нельзя купить седанчики Geely GC6/MK, Changan Eado и Lifan Celliya, но все они и так пользовались крайне низким спросом, поэтому потери невелики.
Среди более именитых машин мы недосчитались парочки Citroen C-Elysee и Peugeot 301: на фоне локализованных одноклассников эти седаны испанской сборки оказались слишком дорогими. За четыре года продано только 5700 Ситроенов и 4500 аналогичных Peugeot.