Британское агентство JATO Dynamics подвело итоги 2017 года на европейском автомобильном рынке. Продажи новых легковых машин здесь выросли на 3,1% (до 15,57 млн экземпляров) — еще более успешным был только докризисный 2007-й, когда владельцев нашли 16,02 млн автомобилей. И все же рост рынка замедлился, ведь в прежние годы прибавка составляла 6—9%. Основным «якорем» стала Великобритания, второй по величине рынок Европы, где спрос в прошлом году упал почти на 6%. Виной тому Brexit — запланированный выход страны из Евросоюза, который уже негативно сказался на английской экономике.
Продажи новых автомобилей в европейских странах в 2017 году (в сравнении с 2016-м, по данным JATO Dynamics)
Марка | 2017 год, шт. | 2016 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Германия | 3 441 262 | 3 351 608 | +2,7% |
Великобритания | 2 540 617 | 2 692 786 | –5,7% |
Франция | 2 102 495 | 2 012 338 | +4,5% |
Италия | 1 969 304 | 1 845 999 | +6,7% |
Испания | 1 249 240 | 1 159 742 | +7,7% |
Бельгия | 546 557 | 539 521 | +1,3% |
Польша | 487 329 | 416 092 | +17,1% |
Нидерланды | 416 274 | 384 387 | +8,3% |
Швеция | 379 383 | 372 318 | +1,9% |
Австрия | 353 320 | 329 603 | +7,2% |
Швейцария | 313 682 | 314 934 | –0,5% |
Чехия | 271 595 | 259 737 | +4,6% |
Португалия | 222 130 | 207 383 | +7,1% |
Дания | 222 002 | 222 961 | –0,4% |
Норвегия | 160 983 | 156 740 | +2,7% |
Ирландия | 131 360 | 146 674 | –10,4% |
Финляндия | 118 468 | 118 887 | –0,4% |
Венгрия | 116 240 | 96 666 | +20,2% |
Румыния | 105 083 | 94 919 | +10,7% |
Словакия | 95 419 | 87 901 | +8,6% |
Греция | 88 001 | 78 790 | +11,7% |
Словения | 70 892 | 63 674 | +11,3% |
Люксембург | 52 773 | 50 561 | +4,4% |
Хорватия | 50 412 | 43 015 | +17,2% |
Литва | 25 836 | 20 284 | +27,4% |
Эстония | 25 618 | 22 997 | +11,4% |
Латвия | 16 697 | 16 357 | +2,1% |
А еще одним фактором замедления авторынка стал пресловутый дизельгейт. Несмотря на отзывные кампании и заверения производителей о безопасности выхлопа, автомобили с моторами, работающими на тяжелом топливе, теряют популярность в Старом Свете. По данным JATO Dynamics, спрос на них в 2017 году упал на 8% — до 6,8 млн экземпляров (сюда не включены продажи в Венгрии, но из-за малого объема самого рынка ими можно пренебречь). В общей структуре спроса дизельные машины заняли 44% вместо 49% годом ранее — самая маленькая доля за последние десять лет. При этом бензиновые автомобили теперь занимают 50% против 47%.
Машины с альтернативными силовыми установками (гибриды и электромобили) пока непопулярны, но их доля тоже выросла: 5% продаж вместо 3% в 2016-м. А особняком стоит Норвегия, где в 2017 году «электрифицированные» автомобили впервые заняли больше половины рынка: продано почти 83 тысячи машин (52% спроса).
Renault Clio
От дизельгейта пострадал и Volkswagen: просел сбыт моделей Golf, Polo и Passat. И хотя общие продажи концерна Volkswagen AG выросли на 2% — до 3,7 млн машин (главным образом благодаря маркам Skoda и Seat), его доля рынка сократилась на 0,25 процентного пункта.
Основные драйверы спроса, понятное дело, кроссоверы: рост на 20%! Продано 4,56 млн всевозможных автомобилей с внедорожным имиджем против 3,81 млн годом ранее — в итоге их рыночная доля достигла 29%. Титул самого продаваемого кроссовера Европы уже второй год носит Nissan Qashqai (248 тысяч машин), причем на этот раз он пробился в пятерку абсолютных бестселлеров, вытеснив оттуда Корсу. А паркетники Volkswagen Tiguan и Peugeot 3008 со сменой поколений показали необычайно высокую для Европы динамику роста: плюс 31% и 123% соответственно.
На этом фоне снижаются продажи легковушек класса C+ (минус 3,3% до 3,02 млн), среднеразмерных машин класса D+ (минус 7,4% до 1,24 млн) и особенно универсалов повышенной вместимости: в прошлом году реализовали 1,21 млн всевозможных компактвэнов и минивэнов, что на 15% меньше, чем годом ранее.
Nissan Qashqai
Многолетний европейский бестселлер — Volkswagen Golf: продано 483 тысячи машин. Эта модель лидирует не только в Германии (причем уже 37 лет подряд), но также в Австрии и Норвегии, а во многих странах входит в тройку бестселлеров. Renault Clio — на втором месте европейского хит-парада (327 тысяч автомобилей). Он возглавляет чарты во Франции (седьмой год подряд), Нидерландах, Португалии и Словении.
В странах со своим автопромом, как правило, первое место по продажам занимает локальная модель. В Италии это Fiat Panda (шестой год подряд), в Испании — Seat Leon (четвертый год), в Румынии — Dacia Logan (тринадцатый год), а в Швеции на первое место впервые вышел кроссовер Volvo XC60, сместив оттуда Golf. Интересно, что Skoda Octavia лидирует не только в Чехии (на протяжении девяти лет), но также в Хорватии и Финляндии, а в прошлом году возглавила рейтинг продаж в Швейцарии, заняв место того же Гольфа.
Топ-25 самых популярных марок автомобилей в Европе в 2017 году (в сравнении с 2016-м)
Марка | 2017 год, шт. | 2016 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Volkswagen | 1 694 832 | 1 714 646 | –1% |
Renault | 1 142 034 | 1 101 400 | +4% |
Ford | 1 048 526 | 1 056 115 | –1% |
Opel/Vauxhall | 941 269 | 991 172 | –5% |
Peugeot | 923 625 | 865 426 | +7% |
Mercedes-Benz | 908 107 | 845 178 | +8% |
BMW | 824 534 | 820 505 | +1% |
Audi | 823 844 | 830 364 | –1% |
Fiat | 752 203 | 731 980 | +3% |
Skoda | 700 719 | 663 467 | +6% |
Toyota | 677 796 | 600 993 | +13% |
Citroen | 569 478 | 543 798 | +5% |
Nissan | 562 356 | 550 510 | +3% |
Hyundai | 516 110 | 502 773 | +3% |
Dacia | 464 389 | 419 466 | +11% |
Kia | 462 310 | 434 174 | +7% |
Seat | 400 483 | 350 203 | +14% |
Volvo | 300 630 | 290 388 | +4% |
Suzuki | 243 288 | 202 145 | +21% |
Mazda | 229 786 | 235 879 | –2% |
Mini | 215 535 | 209 451 | +3% |
Land Rover | 167 556 | 167 382 | 0% |
Honda | 138 328 | 159 394 | –13% |
Mitsubishi | 113 270 | 116 669 | –3% |
Jeep | 107 569 | 104 672 | +3% |
Топ-25 самых популярных автомобилей в Европе в 2017 году (в сравнении с 2016-м)
Модель | 2017 год, шт. | 2016 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Volkswagen Golf | 483 105 | 492 952 | –2% |
Renault Clio | 327 395 | 315 115 | +4% |
Volkswagen Polo | 272 061 | 308 561 | –12% |
Ford Fiesta | 254 539 | 300 528 | –15% |
Nissan Qashqai | 247 939 | 234 340 | +6% |
Peugeot 208 | 244 615 | 249 047 | –2% |
Volkswagen Tiguan | 234 916 | 180 198 | +31% |
Opel/Vauxhall Corsa | 232 738 | 264 844 | –12% |
Skoda Octavia | 230 116 | 230 255 | 0% |
Opel/Vauxhall Astra | 217 813 | 253 483 | –14% |
Ford Focus | 214 661 | 214 435 | 0% |
Renault Captur | 212 768 | 217 105 | –2% |
Citroen C3 | 207 299 | 134 560 | +54% |
Toyota Yaris | 199 182 | 193 969 | +3% |
Dacia Sandero | 196 067 | 170 300 | +16% |
Fiat 500 | 189 928 | 183 730 | +4% |
Fiat Panda | 187 322 | 191 617 | –2% |
Volkswagen Passat | 184 123 | 208 575 | –12% |
Peugeot 2008 | 180 868 | 176 349 | +3% |
Skoda Fabia | 180 136 | 177 301 | +2% |
Mercedes-Benz C-класса | 176 705 | 176 551 | 0% |
Opel/Vauxhall Mokka | 170 384 | 164 682 | +3% |
Renault Megane | 168 132 | 149 051 | +13% |
Peugeot 3008 | 166 784 | 74 785 | +123% |
Audi A3 | 164 045 | 190 660 | –14% |