Покрыть на мотоцикле расстояние, равное половине экватора Земли, и пересечь семь часовых поясов? Именно это я и сделал, преодолев с моей спутницей более двадцати тысяч километров от Москвы до Владивостока и обратно.
Зачем? Путешествия на мотоциклах — моя страсть, для меня они чем-то сродни наркотику. А вот что заставило преодолеть со мной всю дорогу мою спутницу Марину? Женская душа — потемки.
По-хорошему, ехать в такое путешествие надо на мотоцикле типа эндуро: спицованные колеса и длинноходные подвески минимизируют ущерб от наших направлений, которые почему-то зовутся дорогами. Однако ограниченность в средствах и желание использовать мотоцикл не только для таких вояжей заставили меня выбрать КТМ 990 SMT — этакую помесь большого «туриста» и супермото. Конечно, как и любой компромисс, КТМ 990 SMT в чем-то проигрывает: «настоящим спортсменам» он уступает в динамике, а «туристам» — в комфорте. С другой стороны, это истинный кроссовер в автомобильном преломлении класса гран-туризмо.
KTM к началу путешествия был новым, только обкатку прошел — на одометре 3000 км. Подготовка свелась к облегчению: комплект прямопоточного выхлопа Akrapovic (выпускной коллектор плюс глушители), включая установку и настройку на динамометрическом стенде, обошелся в 45 тысяч рублей. Результат — минус девять килограммов с «хвоста» и плюс почти 10 л.с., которые никогда не бывают лишними.
Церковь на другой стороне озера в Нижегородской области — традиционный русский пейзаж
Начало пути было многообещающим: уже в Нижегородской области КТМ потерял тягу. Напрочь забился топливный фильтр, причем, судя по всему, еще от московского бензина! Разумеется, у меня, как у опытного путешественника, с собой был — не алкоголь, а запасной фильтр. Вот только после замены КТМ перестал заводиться, а попытки оживить его удались лишь на следующий день после очередной порции утренней камасутры: снятия бака, топливного насоса… Оказалось, важно до конца защелкнуть соединение «фильтр—насос», чтобы не нарушить герметичность системы.
Еще одна проблема — нужен был дополнительный фильтр. Знаете, где он был в наличии? Только в Челябинске.
Дорогу до Иркутской области я помню плохо — просто дорога. Правда, по мере смены часовых поясов навстречу стали чаще выскакивать праворульные машины, где в лучшем случае вместо водителя сидит испуганный пассажир. Обязательно послушаю рассказы очередного адепта правого руля об абсолютной безопасности и прочих удобствах штурвала в бардачке.
Иволгинский дацан, расположенный в селе Верхняя Иволга: главная достопримечательность — нетленное тело Хамбо- ламы Итигэлова. В 1927 году тело ламы было закопано в землю в кедровом ящике, пересыпанном солью, а с 2002-го пребывает во дворце на территории дацана
Прямо перед Улан-Удэ привлек внимание стоящий на обочине мотоцикл со странным номерным знаком — новозеландским! Путешественник с сединами увлеченно пытался общаться с аборигеном: Крису восьмой десяток, он уже второй год путешествует по миру и так же, как и мы, направляется во Владивосток.
• Новозеландец Крис: второй год путешествия по миру на мотоцикле Suzuki V-Strom 650, восьмой десяток лет и потрясающая энергетика
• Байк-пост в Усолье-Сибирском — один из самых крупных в России
Немного не доезжая до Иркутска, я познакомил Марину с таким понятием, как байк-пост. Расположенная в бывшем здании ритуальных услуг в Усолье-Сибирском, эта обитель всех мотопутешественников способна принять больше 20 мотоциклистов одновременно, при этом там есть душ (весьма редкий атрибут для подобных мест) и оборудованное место для ремонта техники. Сеть таких мотомотелей раскидана почти по всей стране — и каждого, кому это нужно, встретят и разместят на ночлег. Главное, что ты на мотоцикле! Причем неважно, на каком: дорогой BMW R 1200 GS Adventure или китайский скутер, — это никак не отразится на радушии приема.
100-й бензин на заправке в Иркутской области — в России я больше такого не встречал!
На следующий день мы проснулись в другом мире: Марину искренне возмущали фланирующие по дороге коровы (почти Индия) на пути к парому на Ольхон, а я задумчиво рассматривал буддистские символы поклонения местным духам и предметы для их задабривания в виде цветных лент на деревьях. Паром на остров Ольхон мог бы стать серьезной задержкой, путешествуй мы на машине, но для мотоциклистов очереди нет: объехав изрядную змею из четырехколесных, мы уже через полчаса оказались в совершенно ирреальном, девственно чистом мире. Эх, если бы не бесчисленные китайские, монгольские и прочие туристы, а также различные сектанты из непонятных течений…
Паромов на остров Ольхон всего два, зато они бесплатные
На острове асфальт есть только в главном поселке — Хужире, но до него еще нужно проехать 35 километров по грунту вперемешку с глиной и песком. Зато потом… Как передать девственную чистоту Байкала, вкус омуля горячего копчения? Или закат, когда солнце медленно растворяется в бесконечной водной глади самого большого озера в мире, а за твоей спиной — только палатка и не отравленный выхлопами чистейший воздух?
Три дня на острове пролетели как одно мгновение. Здесь есть целый сонм достопримечательностей: Шаман-скала — одна из святынь Азии, ставшая символом Байкала, Краеведческий музей имени Н. М. Ревякина, урочище Песчаное — настоящая небольшая пустыня с дюнами. А бурятские позы? Они же буузы. Тем, кто скажет вам, что это просто большие пельмени (хинкали, манты), можете смело рассмеяться в лицо: эти несчастные никогда не узнают, что такое гастрономический оргазм. Да, и не вздумайте тыкать в эти произведения искусства вилками, ножами и прочими варварскими европейскими приспособлениями. Позы едят исключительно руками: сначала откусывают небольшой кусок теста, потом выпивают вкуснейший мясной бульон и лишь затем съедают все остальное.
Потом была Чита, которая оставила в памяти почти 70-километровый «спецучасток»: глина, крупная щебенка, песок… Особенно тяжело в этом месте приходится водителям магистральных тягачей — уже под Хабаровском встретили дальнобойщиков на Iveco, рассказавших, что именно на этом «автобане» они «потеряли» задний мост и два дня ремонтировались прямо на дороге. Напомню, что речь идет о центральной федеральной трассе, связывающей запад и восток страны.
Могоча — портал между западом и востоком страны, не географический, но фактический для мотопутешественников
Перегон от Читы до Могоча запомнился апокалиптическим дождем и двумя сиротливо зябнувшими на обочине китайцами на BMW F 800 GS: полагая, что говорят на английском, они наперебой пытались выяснить, почему в лежащих вдоль трассы небольших деревнях нет гостиниц и когда будет хоть какая-то цивилизация. Наивные.
Следующая точка по пути на Восток — милейший городок Могоча с гостеприимным гаражом байк-поста Саши Devil’а, президента местного мотоклуба Iron Angeles Mogocha. На вопрос Марины — мол, откуда пахнет паленым, — Александр мрачно объяснил, что горят гаражи что-то не поделивших собственников. Накануне в местном баре зарезали десантника, а построенное здесь всего пару лет назад отделение Сбербанка подвергалось ограблению уже пять раз. Словом, славное местечко.
Дальше снова была бесконечная серая лента — увы, не ставшая ровной даже после того, как по ней проехала желтая Лада Калина с очень непростым водителем. А город пятитысячной купюры, то есть Хабаровск с его знаменитым мостом, который и изображен на банкноте, запомнился удачной покупкой багажной сумки в мотомагазине; мой 35-литровый баул SW-Motech недавно отправился в царство Аида: лишь немного сполз, и прямоток Akrapovic сжег его за считаные секунды, попутно проделав огромное отверстие и в запасной пятилитровой канистре Extreme. Благо пустой.
Знаменитая стела Москва—Владивосток на 8023-м километре трассы
Выводов два: первый — не стоит располагать канистру там, где даже гипотетически ей может достаться от выхлопных газов. А второй — возите с собой меньше вещей. Кстати, палаткой мы воспользовались всего один раз на Ольхоне. А потом сложили и вместе со спальниками, надувным матрасом, раскладными креслами и столом безжалостно отправили домой транспортной компанией из Иркутска. Самая правильная экипировка мотопутешественника — это кошелек!
• Этот краб весил два килограмма, съесть его целиком мы так и не смогли
• Не посетить владивостокский «Зеленый угол» — настоящее преступление. В лучшие годы через этот рынок проходило 90% всех праворулек
И вот табличка «Владивосток» — спустя две недели после старта из Москвы! Местные устроили нам потрясающий прием. Была и яхта, на которой мы ходили в Японское море, и сафари-парк со свежепойманными крабами, и экскурсия к знаменитой Ворошиловской батарее, расположенной на острове Русском. Причем никого из тех, кто нас встречал и селил, мы до этого не знали даже заочно. Вот оно, настоящее мотобратство.
Почему-то дорога назад всегда быстрее: мы буквально спрессовали обратные девять тысяч километров в восемь дней пути. Хотя и провели незапланированный уик-энд в Чите: цепь главной передачи решила, что с нее хватит. А полный «боекомплект» запаса, то есть ведущую и ведомую звезды с цепью, мы неразумно оставили в Красноярске, а до него не дотянули. Пришлось ждать, пока необходимые детали отправят в Читу, где местный мотогуру Михаил вернул «австрийцу» возможность продолжать движение.
• Золотой мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке, построенный перед саммитом АТЭС, вживую выглядит в разы монументальнее, чем на фото
• Задняя шина Michelin Pilot Road 4 GT «оквадратилась» и оскалилась кордом всего через 9000 километров. Удивительно, но единственная покрышка именно таких размера и марки оказалась в наличии в Улан–Удэ!
После Читы, к счастью, КТМ не создал ни единой проблемы, с невероятной легкостью отмотав назад пленку путешествия по самой большой стране в мире. С разными культурами, часовыми поясами и самыми радушными и гостеприимными людьми (москвичи, к вам это не относится). Мы проехали одну седьмую часть всей суши! Да, не без хлопот и не бесплатно: все путешествие обошлось нам в 380 тысяч рублей. Включая расходы на топливо, подготовку мотоцикла, проживание и питание на двоих. Удивлены? Но ведь 116-сильный KTM расходует в среднем 7 л/100 км, как автомобиль!
Зато эмоций, впечатлений и воспоминаний куда больше, чем на четырех колесах. На всю жизнь. Вернее, до следующего мотопутешествия.