Крупнейший автомобильный рынок на планете стал еще чуточку больше: в 2017 году на китайской земле реализовано 28 миллионов 879 тысяч новых автомобилей, включая грузовики и автобусы. Объем продаж здесь непрерывно растет еще с 1990-го, однако если, например, в 2016 году, прибавка достигала 14%, то в минувшем году — всего 3,2%. Причем если «грузовой» сегмент увеличился на 13,9% до 4,16 млн машин, то сбыт легковых моделей подрос только на 1,4% до 24,72 млн экземпляров.
Причина замедления кроется в частичной отмене налоговых льгот: с 1 января 2017 года китайские власти повысили ставку для автомобилей с моторами объемом менее 1,6 литра с 5% до 7,5%. Нетрудно догадаться, что такая мера затронула самый массовый сегмент рынка. И это произошло после того, как многие крупные автоконцерны вложились в разработку специальных «льготных» двигателей с прицелом на Китай (вспомним хотя бы фольксвагеновские 1.5 TSI и 1.5 MPI). А с 1 января 2018 года налоговая ставка для таких машин и вовсе уравнена с остальными классами автомобилей (10%). Впрочем, местные аналитики ожидают, что это не помешает дальнейшему росту рынка и объем продаж превысит 30-миллионную отметку.
Volkswagen Lavida
В унисон Америке и Европе спрос на традиционные легковушки и однообъемники в Китае падает. Рынком все более явно правят кроссоверы и внедорожники: 10,25 млн машин в прошлом году и рост на 13%! Хотя большинство подобных автомобилей в КНР имеют привод только на одну ось. А еще Китай впереди планеты всей по продажам электромобилей: 652 тысячи штук, рост на 59%! И это без учета так называемых низкоскоростных электромобилей (LSEV, Low-speed Electric Vehicle), которые по местным законам не считаются автомобилями, а до недавних пор им даже не требовались номерные знаки. При этом подзаряжаемые гибриды китайцам не сильно интересны: продано лишь 125 тысяч машин.
Пока что доступна только подробная статистика продаж локализованных моделей, поэтому в таблицах ниже нет, например, марок Lexus или Porsche, ведь эти автомобили до сих пор не выпускают в Поднебесной. Но из-за драконовских пошлин доля импорта на китайском авторынке смехотворна: в основном из других стран сюда везут дорогие модели, покупатели которых могут позволить себе переплату за таможенный сбор.
Haval H6 второго поколения
Позицию лидера китайского рынка прочно занимает Volkswagen: 3,14 млн новых машин в 2017 году. Не зря немцы еще в начале восьмидесятых начали вкладываться в освоение Поднебесной и создавать здесь совместные предприятия! Причем откровенно древних моделей в местной гамме не осталось: например, Lavida и Bora созданы на базе «четвертого» Гольфа, а местные Jetta и Santana — родственники нашего Polo-седана. Audi же лидирует в местном премиум-сегменте (549 тысяч автомобилей).
Но феномен года — частная компания Geely, которая прорвалась с десятого на третье место рейтинга: благодаря новым моделям спрос вырос с 767 тысяч до 1 млн 235 тысяч машин. Выпуск кроссоверов помог и марке Baojun, которая частично принадлежит концерну General Motors: плюс 34% продаж и итоговый результат 1,02 млн автомобилей. Однако доля китайских марок в общем объеме продаж растет неспешно: если десять лет назад они занимали чуть менее трети рынка, то в прошлом на них пришелся 41% легковушек (10,2 млн машин).
Baojun 510
А самое значительное падение — у брендов Hyundai и Kia: минус 30% и 44% соответственно. Сами автомобили и даже маркетологи здесь ни при чем, во всем виновато резкое ухудшение политических отношений между Китаем и Южной Кореей.
Хит-парад моделей уже пятый год подряд возглавляет компактвэн Wuling Hongguang (на главном фото), созданный в сотрудничестве с концерном GM, хотя спрос упал с 650 до 532 тысяч машин. Самая популярная легковушка — Volkswagen Lavida (517 тысяч), а среди кроссоверов лидирует Haval H6 (506 тысяч), но и эта парочка в прошлом году немного просела по продажам. А главный хит рынка — маленький кроссовер Baojun 510, который за неполный год нашел 359 тысяч покупателей и в итоге занял почетную шестую строчку рейтинга.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в Китае в 2017 году (в сравнении с 2016-м)
Марка | 2017 год, шт. | 2016 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Volkswagen | 3 139 120 | 3 006 408 | +4% |
Honda | 1 417 802 | 1 196 664 | +18% |
Geely | 1 234 927 | 767 331 | +61% |
Buick | 1 223 517 | 1 229 808 | –1% |
Toyota | 1 138 063 | 1 064 705 | +7% |
Nissan | 1 118 091 | 1 000 986 | +12% |
Changan | 1 060 536 | 1 149 820 | –8% |
Baojun | 1 021 307 | 760 178 | +34% |
Haval | 849 554 | 938 019 | –9% |
Ford | 839 815 | 951 396 | –12% |
Hyundai | 804 558 | 1 141 885 | –30% |
Dongfeng | 632 240 | 678 313 | –7% |
Chevrolet | 603 133 | 538 671 | +12% |
Beijing Auto (BAIC, BAW) | 571 283 | 711 672 | –20% |
Audi | 549 117 | 536 278 | +2% |
Wuling | 537 782 | 667 629 | –19% |
GAC Trumpchi | 508 563 | 370 768 | +37% |
Mercedes-Benz | 445 687 | 326 689 | +36% |
Chery | 412 639 | 467 044 | –12% |
BYD | 403 496 | 494 116 | –18% |
BMW | 384 850 | 310 000 | +24% |
Roewe | 383 404 | 241 331 | +59% |
Kia | 364 020 | 650 001 | –44% |
Skoda | 334 517 | 330 088 | +1% |
Mazda | 318 588 | 269 546 | +18% |
Zotye | 313 107 | 310 412 | +1% |
Peugeot | 248 992 | 349 364 | –29% |
JAC | 219 651 | 366 114 | –40% |
Jeep | 202 703 | 129 516 | +57% |
FAW | 191 120 | 185 707 | +3% |
Cadillac | 172 832 | 111 532 | +55% |
Soueast | 151 081 | 100 791 | +50% |
Venucia | 142 927 | 114 383 | +25% |
MG | 134 786 | 80 289 | +68% |
Citroen | 132 487 | 248 509 | –47% |
Haima | 131 139 | 212 309 | –38% |
Hawtai | 129 232 | 73 016 | +77% |
Leopaard | 127 083 | 93 240 | +36% |
Mitsubishi | 120 150 | 71 083 | +69% |
Suzuki | 118 706 | 156 324 | –24% |
Lifan | 109 018 | 105 653 | +3% |
Brilliance | 101 303 | 162 175 | –38% |
Volvo | 91 168 | 70 345 | +30% |
Karry | 90 762 | 72 830 | +25% |
Wey | 86 427 | 0 | — |
Renault | 72 221 | 30 026 | +141% |
SWM | 64 232 | 25 688 | +150% |
Hanteng | 62 020 | 16 117 | +285% |
Land Rover | 61 648 | 56 011 | +10% |
Changhe | 56 552 | 62 644 | –10% |
JMC | 55 904 | 38 939 | +44% |
Jinbei | 49 282 | 71 399 | –31% |
Bisu | 47 245 | 2 917 | — |
Borgward | 44 380 | 30 015 | +48% |
Cowin | 43 423 | 38 345 | +13% |
Landwind | 42 544 | 80 002 | –47% |
Zhidou | 42 484 | 20 292 | +109% |
Yema | 34 548 | 39 212 | –12% |
Maxus | 31 834 | 18 570 | +71% |
Infiniti | 27 826 | 26 131 | +6% |
Foton | 24 151 | 13 947 | +73% |
Weichai | 23 437 | 36 324 | –35% |
Jaguar | 22 340 | 5 644 | +296% |
Kandi | 19 713 | 11 745 | +68% |
Luxgen | 17 859 | 40 503 | –56% |
Qoros | 15 381 | 24 188 | –36% |
Acura | 13 191 | 0 | — |
Great Wall | 11 652 | 30 831 | –62% |
Lynk & Co | 6 012 | 0 | — |
DS | 5 847 | 16 156 | –64% |
Jonway | 5 546 | 5 989 | –7% |
Denza | 4 685 | 2 155 | +117% |
Huasong | 4 577 | 4 529 | +1% |
FQT Motor | 2 972 | 2 918 | +2% |
Fiat | 2 273 | 12 699 | –82% |
Jiangnan | 1 122 | 3 822 | –71% |
Yulu | 531 | 0 | — |
Arcfox | 472 | 0 | — |
Isuzu | 359 | 0 | — |
Dearcc | 109 | 0 | — |
Топ-25 самых популярных автомобилей в Китае в 2017 году (в сравнении с 2016-м)
Модель | 2017 год, шт. | 2016 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Wuling Hongguang | 532 394 | 650 018 | –18% |
Volkswagen Lavida/Gran Lavida | 517 255 | 548 321 | –6% |
Haval H6 | 505 944 | 580 683 | –13% |
Buick Excelle | 421 296 | 370 375 | +14% |
Nissan Sylphy | 404 726 | 367 979 | +10% |
Baojun 510 | 358 877 | 0 | — |
Volkswagen Tiguan | 340 032 | 242 160 | +40% |
GAC Trumpchi GS4 | 337 330 | 326 906 | +3% |
Toyota Corolla | 336 763 | 307 360 | +10% |
Volkswagen Sagitar | 327 062 | 341 331 | –4% |
Volkswagen Jetta | 317 637 | 348 437 | –9% |
Volkswagen Santana | 287 334 | 318 340 | –10% |
Geely Boyue | 286 163 | 109 209 | +162% |
Ford Escort | 285 029 | 296 867 | –4% |
Baojun 730 | 275 227 | 370 169 | –26% |
Geely Emgrand EC7 | 259 418 | 240 962 | +8% |
Volkswagen Bora | 248 665 | 222 279 | +12% |
Changan CS75 | 239 880 | 209 353 | +15% |
Buick Envision | 236 229 | 275 383 | –14% |
Roewe RX5 | 234 418 | 90 033 | +160% |
Baojun 310 | 219 727 | 50 021 | +339% |
Volkswagen Magotan | 216 303 | 171 283 | +26% |
Haval H2 | 214 697 | 196 926 | +9% |
Chevrolet Cavalier | 189 459 | 50 786 | +273% |
Buick Verano | 185 326 | 177 202 | +5% |