По самым скромным прикидкам, российский рынок подержанных мотоциклов на порядок превосходит объем продаж новой техники. Что нужно знать и учитывать, если покупку двухколесного аппарата все же придется совершить не у дилера?
Не будем тешить себя иллюзиями: российский рынок подержанной мототехники дик и первобытен, нравы на нем царят приблизительно как на Диком Западе, не обмануть покупателя — как прожить день зря. Это вовсе не гипербола: достаточно открыть профильные сайты и посмотреть на количество свежих КТМ 1190 Adventure, Ducati 1299 Panigale и прочих BMW R1200GS, в ассортименте представленных преимущественно на юге нашей страны по смешным ценам. Продавцы в объявлениях не стесняются: «без документов, глупые вопросы не задавать!» Те, кто поскромнее, указывают «без ПТС» или тактично отмалчиваются. Большая часть таких аппаратов попросту украдена в Европе и ввезена к нам через Украину.
А как же цивилизованный трейд-ин, чашечка кофе с приятным менеджером и масса подарков от салона к почти свежему мотоциклу с идеально прозрачной историей, сервисной книжкой и заботливой бабушкой-владельцем, которая ездила на Suzuki GSX-R1000 исключительно по воскресеньям в церковь на причастие? В теории такие варианты существуют (я не про церковь), но они единичны и уходят быстрее, чем успевают появиться в продаже.
По большому счету рынок «вторсырья» сейчас поделен на два сектора: салоны, специализирующиеся на такой технике, и многочисленные частники. Начнем с последних.
Сперва нужно погуглить продавца. Чем больше объявлений числится за «эффективным менеджером», тем выше вероятность, что перед вами классический перекупщик, — и брать у него мотоцикл не надо. Почему? Задачи у этих парней простые: купить максимально дешево, продать — дорого. Что за этим может стоять? Да что угодно, начиная с юридических проблем и заканчивая изначально битой или неисправной техникой, наскоро подготовленной для быстрой продажи.
«Идеальный» частный продавец должен выглядеть следующим образом: он первый владелец по ПТС, мотоцикл был куплен новым у официального дилера, имеется сервисная книжка и так далее.
Сейчас есть возможность проверить технику на сайте ГИБДД на предмет запрета на регистрационные действия, наличие неоплаченных штрафов и отсутствие в базе угона. На сайте судебных приставов можно (и нужно!) пробить наличие возможных обременений. Не следует избегать и проверки на предмет кредитов, залогов. Правда, бывает, что на момент покупки мотоцикл был чист, а завтра в ГИБДД прилетело пять неоплаченных штрафов или «висящий» дорожный налог в общей сложности тысяч на тридцать. Соответственно, мы получаем отказ в регистрационных действиях: продавец деньги получил, и вы остаетесь наедине со своими проблемами.