Снова площадка спецдорог полигона, снова приглашенный водитель, который прежде ни разу не ездил по траектории нашего лосиного теста, снова эффект неожиданности — команду тормозить или объезжать мы даем в последний момент. И внедорожник Suzuki Jimny вместо кроссовера Renault Duster. Очень ленивый руль, высокопрофильные шины, а еще перед началом эксперимента я открыл капот и вытащил из монтажного блока предохранитель цепи АБС. Что делать, когда электроника больше не поможет?
В прошлый раз я сразу оговорился, что практически все новые автомобили оснащены системами стабилизации, а это позволяет даже неопытному водителю избежать столкновения, комбинируя торможение с маневром. Наши эксперименты показали, что это самый эффективный прием, хотя и требующий определенного вката. Каждому, кто садится за руль, нужны контраварийные тренировки.
Живой пример произошел по дороге на полигон. В этот раз я взял своего пса, чтобы выгулять его в лесах неподалеку. Места там глухие, даже асфальт есть далеко не везде. Но ровный и довольно широкий грейдер позволяет и легковым машинам набирать 80 км/ч. Затем из поля дорога уходит в лес и длинной дугой поворачивает налево. В первой части изгиба вижу характерные следы заноса. Я бы и сам с удовольствием прошел этот поворот боком, но затем стало ясно, что занос был непреднамеренным, а финал — неудачным.
Прилично накренившись набок, уже на выходе из дуги на обочине замер седан Volkswagen Polo. Современный автомобиль? По меркам нашего рынка вполне. Но система стабилизации у него бывает только в максимальной комплектации, причем за доплату. Думаю, что такая версия существует лишь в пресс-парке. В итоге случилась классическая ситуация из роликов с видеорегистраторов: небольшой занос, поздняя и слишком сильная коррекция — хорошо, что затем водитель догадался не ждать хлыста, а просто ударил по тормозам. Похоже, без нормальных навыков и впрямь лучше не маневрировать.