Напротив меня пятеро японцев из разных департаментов компании Mitsubishi – они ждут моего мнения о хэтчбеке Mirage и седане Attrage, на которых я только что поездил по дорогам полигона Mitsubishi в Окадзаки. Что вам сказать, господа… Нечем мне вас порадовать: не для России эти Миражи и Аттражи.
На парковке около штаб-квартиры Mitsubishi Motors стоит небольшой крытый павильон: на крыше – солнечные батареи и ветряк, а внутри – несколько подключенных к розетке электрохэтчбеков Mitsubishi i-MiEV. Это проект M-Tech: днем батареи электрокаров заряжаются от солнца и ветра и служат в роли буферных накопителей электроэнергии, а вечером отдают ее в энергосеть офисного здания. При этом компьютер точно знает, сколько электричества нужно оставить в батарее той или иной машины, чтобы ее хозяин мог добраться до дома. В свете проходящих по всей Японии митингов против ядерной энергетики – начинание светлое!
Но рядышком припаркован микровэн Mitsubishi Delica D:2 – беджинжиниринговый Suzuki Solio. За шлагбаумом – еще пара «оборотней»: минивэн Delica D:3, он же Nissan NV200, и утилитарный универсал Lancer Cargo, он же Nissan AD. А венчают внутрияпонский модельный ряд Mitsubishi большие седаны Dignity и Proudia – копии Infiniti M-серии.
Подобное OEM-сотрудничество популярно на японском рынке, но в Mitsubishi им увлеклись особенно сильно. А куда деваться, если за последние десять лет компания потеряла 8,4 млрд долларов? Выйти на прибыль удалось только в 2009 году, но она до сих пор не превышает 400 млн долларов в год. Конечно, за спиной у автомобильного подразделения находятся крепко стоящие на ногах Mitsubishi Heavy Industries, Bank of Tokyo-Mitsubishi и торговая компания Mitsubishi Corporation, но они – гаранты стабильности и деньги выделяют только на самые перспективные проекты. В первую очередь – на электромобили. А еще на проект Global Small, то есть модели Mirage и Attrage.
Затевая его шесть лет назад, японцы попытались учесть опыт хэтчбека Mitsubishi Colt, который был «заточен» под Европу и Японию, но успехов так и не достиг: на обоих рынках компания уже который год терпит убытки. Львиную долю продаж и самый мощный рост сегодня обеспечивают развивающиеся рынки Азии – вот на них-то и нацелили «глобальный проект». Завод мощностью 150 тысяч машин в год и вовсе разместили в Таиланде.
А что нужно пролетариям Таиланда или Индонезии? Им нужны предельно простые, экономичные и недорогие автомобили. Хэтчбек Mitsubishi Mirage дебютировал в 2011 году, а седан Attrage появился этим летом. Вот они, передо мной, на площадке полигона Mitsubishi в Окадзаки.
Маленькие колесики, «тяжелые» боковины… Облик седана японцы попытались сделать чуть более солидным, но вышло сомнительно.
Салон производит аналогичное впечатление. У двух моделей он одинаковый: здесь нет ничего лишнего, даже центральной консоли, а на блоке климатической системы – архаичный ползунок регулировки температуры воздуха, прямо как в вазовской Самаре. Хотя за доплату предусмотрен климат-контроль.
Завожу двигатель хэтчбека – исалон наполняет вибрация. Моторчик-то трехцилиндровый – того же семейства 3A9, что использовалось на соплатформенных хэтчбеках Mitsubishi Colt и smart forfour, но ради удешевления японцы удалили из него балансирный вал. Поэтому особо впечатлительным капот лучше не открывать – на холостых двигатель трясется сильнее, чем в Оке.
В Таиланде владельцам машин с двигателями объемом менее 1,3 л полагаются серьезные налоговые льготы, поэтому на выбор – моторы объемом 1,0 л (69л.с.) и1,2 л (80 л.с.), но литровый мотор для нашего рынка даже не рассматривается, и в моем распоряжении только машины с 80-сильными двигателями.
По габаритам Mirage располагается у нижней границы класса B+: при длине 3710 мм он лишь на 70 мм длиннее, чем Chevrolet Spark. Поэтому багажничек у Миража крохотный, а на заднем ряду тесно даже человеку среднего роста. Зато за рулем я при росте 186 см устроился неплохо – продольной регулировки кресла хватило с небольшим запасом, а над головой остался зазор.
В седане сзади просторнее: по сравнению с хэтчбеком колесная база тут растянута на 100 мм, до 2550 мм – база у модели Hyundai Solaris всего на 20 мм больше. Но Attrage уступает «корейцу» и по длине, и по объему багажника, а еще он узкий – локтем постоянно задеваешь соседа.
Вывожу Mirage на овальный трек. Его длина – всего 2,4 км, но повороты профилированные, почти вертикальные, поэтому разрешенная скорость – 170км/ч. Разгоняется хэтчбек бодренько, пятиступенчатая «механика» радует четкостью, а мотор после 4000 об/мин рычит, как у спорткара. Однако инструктор быстро остужает пыл: сейчас – не более 130 км/ч! И я быстро понял, почему: высокая машинка массой всего 860 кг легко «сдувается» с траектории небольшим порывом ветра.
Седан Attrage с клиноременным вариатором Jatco помедленнее, хотя трансмиссия работает предсказуемо.
Есть в Окадзаки и кольцо, имитирующее разбитые дороги. По ним обе машины идут жестко, подробно повторяя профиль дороги, но все же сглаживая сильные тычки. При этом в салоне появляется гул, дребезжат панели интерьера – жесткость кузова явно недостаточна.
Но самое большое разочарование вызвал рулевой механизм – с невысокой чувствительностью (3,5 оборота) и неважной настройкой электроусилителя. В малых углах рулить приходится «на ощупь», причем при отклонении баранки на угол до 35-40 градусов она отказывается сама возвращаться в «ноль»!
Когда всалон сели четверо плотных мужиков, Attrage присел на корму, выбрав почти весь ход задней подвески.
А теперь главный вопрос: нужны ли Mirage и Attrage российскому рынку? Сегмент доступных машин у нас уже перенасыщен. Вышедшие в начале этого года Chevrolet Cobalt, Citroen C-Elysee и Peugeot 301 продаются вяло, Nissan Almera тоже не хватает звезд с неба. А ведь у них есть и просторные салоны, и «полноценные» четырехцилиндровые моторы.
«Бюджетникам» Mitsubishi нечего противопоставить «грандам» этого сегмента, ведь расстояние между лонжеронами изначально рассчитано только под трехцилиндровый мотор. В качестве альтернативы японцы обещают двигатель 1.2 с турбонаддувом, но он появится лишь через два года.
Дизайн? В российском офисе Mitsubishi хотели бы надеть на седан агрессивную «маску» от Лансера или хотя бы сделать ее имитацию путем зачернения секции на бампере. Но тяжелая и одутловатая корма никуда не денется.Сделать складную спинку заднего сиденья у седана тоже не получится – за ней проходит поперечина, удаление которой повлечет перекройку силовой структуры кузова.
Есть проблема и с именем Mirage: из-за неких правовых аспектов в Европе хэтчбек продается под забытым названием Space Star (так на рубеже веков назывался компактвэн Mitsubishi). Это имя можно возродить и в России, но седану оно категорически неподойдет, равно как и «родное» название Attrage. В отчаянии российские маркетологи даже подумывают дать четырехдверке имя Lancer с какой-нибудь приставкой.
Но главное все же не имя, а цена! В нынешнем виде базовые Mirage и Attrage должны стоить дешевле Логана, который нынче оценивается минимум в 353 тысячи рублей. По-другому покупателей в этом сегменте не привлечь. Но я сильно сомневаюсь, что в Mitsubishi смогут обеспечить такую цену…
Кстати, в Европе Mirage/Space Star провалился: например, в Германии за девять месяцев продано всего 3827 машин. «Не пошла» модель и в Японии, и в США. Зато в Таиланде Mirage и Attrage закономерно входят впятерку бестселлеров – в месяц дилеры продают по 4500 машинок.
Для нас же куда актуальнее другие новинки Mitsubishi. На грядущем автосалоне в Токио будут показаны «концепты» Pajero пятого поколения и грядущего кроссовера класса B+, который даст бой таким паркетникам, как Nissan Juke и Suzuki SX4 Classic. Через год появятся новые Pajero Sport и пикап L200, которые сохранят рамную конструкцию. Outlander уже скоро подвергнется рестайлингу, причем чуть ли не по просьбам россиян ему вернут Jet Fighter Look – злое «лицо» в стиле Лансера и прежнего Аутлендера. Новый Lancer пока отложен – его обещают лишь через два года.
Кстати, этой весной в Россию приезжала группа инженеров Mitsubishi для изучения местной специфики и автомобилей-конкурентов. Наши дороги произвели на японцев неизгладимое впечатление, но запомнилась им и Лада Гранта. Говорят, японцы отзывались о ней очень тепло и долго не могли поверить, что автомобиль с кроссоверным клиренсом и вместительным салоном в «базе» стоит менее 10 тысяч долларов. А с собой в Японию команда прихватила Hyundai Solaris 1.4, чтобы уже дома подвергнуть его полному циклу испытаний.
Если при проектировании «бюджетников» следующего поколения в Mitsubishi будет учтен опыт Соляриса, то… Будем ждать в России!А нынешние Mirage и Attrage лучше пусть останутся для нас недоступными миражами.
Паспортные данные | |||
---|---|---|---|
Автомобиль | Mitsubishi Mirage | Mitsubishi Attrage | |
Тип кузова | пятидверный хэтчбек | четырехдверный седан | |
Число мест | 5 | 5 | |
Размеры, мм | длина | 3710 | 4245 |
ширина | 1665 | 1670 | |
высота | 1490 | 1515 | |
колесная база | 2450 | 2550 | |
колея спереди/сзади | 1430/1415 | 1445/1430 | |
Объем багажника, л | 235-912* | 450 | |
Снаряженная масса, кг | 860 (880)** | 905 (925)** | |
Полная масса, кг | 1340 (1360) | н.д.*** | |
Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском | бензиновый, с распределенным впрыском | |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 3, в ряд | 3, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 1193 | 1193 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 75,0/90,0 | 75,0/90,0 | |
Степень сжатия | 11,0:1 | 11,0:1 | |
Число клапанов | 12 | 12 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 80/59/6000 | 80/59/6000 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 106/4000 | 106/4000 | |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая (клиноременный вариатор) | механическая, 5-ступенчатая (клиноременный вариатор) | |
Привод | передний | передний | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | барабанные | барабанные | |
Передние шины | 165/65 R14 или 175/55 R15 | 175/65 R14 или 185/55 R15 | |
Максимальная скорость, км/ч | 180 (173) | 172 (170) | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 11,7 (12,8) | 12,7 (14,0) | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 5,0 (4,9) | н.д. |
загородный цикл | 3,9 (4,0) | н.д. | |
смешанный цикл | 4,3 (4,4) | 4,5 (4,8) | |
Выбросы CO2, г/км | смешанный цикл | 100 (102) | 104 (111) |
Емкость топливного бака, л | 35 | 42 | |
Топливо | бензин АИ-95 | бензин АИ-95 | |
* Со сложенными задними сиденьями ** В скобках – данные для версии с вариатором *** Н.д. – нет данных |
Галерея трех бриллиантов
В Окадзаки на первом этаже научно-технического центра Mitsubishi расположен небольшой музей марки – Mitsubishi Auto Gallery. Вход по пропускам, экспозиция небольшая (около сорока машин) и тесная. Но кроме автомобилей представлены двигатели, масштабные модельки, мотороллеры, литература, награды в соревнованиях… Есть даже две «иномарки»: английский Hillman Minx и американский Henry J фирмы Kaiser. Что они тут делают? Оказывается, в начале пятидесятых концерн Mitsubishi Heavy Industies собирал седаны Henry J полицензии из CKD-комплектов (выпущено 509 штук), а для Хиллманов штамповал кузовные детали, из которых на заводе Isuzu собирали готовые автомобили.
Но самый современный автомобиль в галерее – раллийный Mitsubishi Lancer Evo 2005 года, а из гражданских – и вовсе Pajero первого поколения. Места для расширения здесь попросту нет, поэтому японцы подумывают об открытии полноценного музея для всех желающих.