Ушедший год на российском автомобильном рынке запомнился не только падением продаж на 36%, но и небывалым сокращением модельных рядов. Из автосалонов исчезли 62 модели — и это не считая тех, на смену которым пришли немного другие машины с иным названием (например, вместо кроссовера Suzuki SX4 Classic у нас появилась Suzuki Vitara). Причина ухода, как правило, одна и та же: при падении рубля производителям невыгодно сохранять конкурентоспособные цены, продавая машины в убыток.
Наибольшее количество «сбежавших» — на счету концерна General Motors: восемь моделей Opel (марка окончательно покинула Россию) и столько же машин Chevrolet. Кроме отечественной Нивы на рынке остались только внедорожники Chevrolet Tahoe, а вскоре должны возобновиться продажи спорткаров Corvette и Camaro.
Еще в декабре 2014 года были остановлены поставки автомобилей SsangYong и машинокомплектов для их сборки. С тех пор дилеры распродавали складские запасы, и к началу 2016 года в шоу-румах остались лишь кроссоверы Actyon, хотя и они вот-вот закончатся. В аналогичной ситуации оказалась и китайская фирма Great Wall: сборка и импорт автомобилей остановлены больше года назад, запасы машин уже почти исчерпаны, а автосалоны понемногу начали переключаться на сотрудничество с другими марками.
Honda перешла на новую схему работы с дилерами: продавцы теперь сами заказывают машины на заводах компании, минуя центральный склад импортера, и оплачивают их сразу из своего кармана. Сохранятся продажи кроссоверов Honda CR-V, к весне до нас доберется Honda Pilot нового поколения, а вот Civic и Accord мы едва ли увидим. Автомобили Acura пока останутся.
«Оптом» убрали машины из российских прайс-листов Ford (Galaxy, S-MAX, Ranger, Edge), Nissan (Navara, NP-300, Teana), Renault (Logan первого поколения, Scenic, Latitude), Citroen (DS5, C1, C4-хэтчбек), Mazda («двушка», «пятерка», CX-9) и Toyota (Auris, Verso, Venza). Проредили модельные ряды Volkswagen (Touran, Scirocco) и Suzuki (Splash, Swift).
Зато у концерна Hyundai-Kia потери минимальные: нас покинул только седан Hyundai Grandeur. В премиум-сегменте сокращения тоже практикуют редко: BMW, Mercedes и Audi сохранили гамму (хотя в Audi уменьшили выбор дизельных моделей), а ушли из России только двухдверки Infiniti Q60 и гибридный хэтчбек Lexus CT 200h.
Наконец, АвтоВАЗ в декабре прекратил производство Приоры с кузовами хэтчбек и универсал, а у седана остались только две простые комплектации с «механикой», хотя вскоре и они уступят место упрощенной и удешевленной модификации с условным названием Low-cost.
Немало и таких машин, которые компании планировали вывести на российский рынок, но не решились из-за кризиса. До нас так и не добрались обновленный Chrysler 300C, Fiat 500X, Mazda CX-3, BMW Active Tourer второй серии, Opel Corsa, Skoda Fabia,SsangYong Tivoli и Ford Mustang, а у Renault был план начать в Москве сборку«каблучков» Dokker, но от этого пришлось отказаться.