Еще не забыли события 2012 года, когда автомобильное подразделение фирмы Suzuki свернуло операции в США? Теперь история повторяется на другом гигантском рынке — в Китае. Японская компания объявила о продаже своей половинной доли в совместном предприятии Changan Suzuki китайскому партнеру. Если вспомнить, что в июне японцы точно так же избавились от своих 46% в СП Changhe Suzuki, то это означает полный отказ от деятельности в автомобильном секторе рынка Поднебесной.
Любопытно, что именно фирма Suzuki была одним из столпов развития современной автомобилизации в Китае. Производство лицензионных фургончиков Suzuki Carry началось в Поднебесной еще в далеком 1982 году. А компактные и недорогие легковые модели японской фирмы были хитом на рынке: их выпускали как минимум четыре местные компании, не считая множества нелицензионных подделок. Существовавшие же до этого года совместные предприятия тоже открылись не вчера: фирма Changan Suzuki была основана в 1993-м, Changhe Suzuki годом позже.
Suzuki Beidouxing X5
Однако в последние годы автомобили Suzuki катастрофически сдали позиции на местном рынке. В 2017 финансовом году (он завершился в марте) оба совместных предприятия выпустили 86 тысяч машин — на 70% меньше, чем в 2010-м. А совокупные продажи упали на треть, составив 100 тысяч автомобилей. Гораздо большими объемами в Китае могут похвастать не только многие марки, но и даже отдельные модели машин!
Еще в начале лета официальные лица японской компании уверяли, что уход с китайского рынка даже не обсуждается, но, видимо, ситуация стала совсем плачевной. Причиной, как ни странно, называется рост благосостояния населения: дескать, китайцы перестали покупать компактные автомобили, отдавая предпочтение кроссоверам и моделям покрупнее. Хотя в программе местных СП есть кроссоверы Vitara и SX4, а интерес местной публики к небольшим автомобилям других марок все еще велик. Скорее всего, решающую роль все же сыграл курс китайского правительства на электрификацию, к которому компания Suzuki оказалась не готова: первые электрокары этой марки появятся в продаже не раньше 2020 года.
Suzuki Alivio производства СП Changan Suzuki
Впрочем, японцы не рвут связи окончательно: фирма Changan Suzuki перейдет на лицензионный выпуск автомобилей. Кроме того, в Китае продолжает работу процветающее совместное предприятие Haojue Suzuki — на местном моторынке это крупнейший из игроков с участием иностранного капитала.
Что касается автомобильного сектора, то основные усилия Suzuki сосредоточит на домашнем и индийском рынках. Из 3,22 миллиона проданных в прошлом году автомобилей Suzuki более половины пришлось на Индию. Согласно новым планам компании, к 2030 году японцы собираются увеличить объем до пяти миллионов машин 30 моделей в год.