Олег Растегаев о том, как испытывают шины Yokohama и Bridgestone

– Ученые утверждают, что сильные землетрясения случаются примерно каждые восемьдесят лет, – рассказывает экскурсовод, с которым мы на автобусе колесим по улочкам Токио, – а самое крупное землетрясение в Японии было первого сентября 1923 года. По шкале Рихтера 8,3 балла, было разрушено 254 тысячи домов, 143 тысячи жителей погибло, в том числе и от цунами. Так что вскоре могут быть новые потрясения.

Если бы мы тогда, в начале февраля, знали, что ждать осталось всего-то месяц…

Мне повезло – я успел побывать в научно-исследовательском центре компании Yokohama до «новых потрясений». А еще съездил на полигоны на северном острове Хоккайдо, где испытывают зимние шины Yokohama и Bridgestone.

Опережая события, скажу, что полигоны и заводы шинных компаний Yokohama и Bridgestone оказались на безопасном удалении от эпицентра мартовского землетрясения и никто из тех, с кем я общался, не пострадал.

А тогда, в феврале, я до последнего момента не верил, что нас пустят внутрь рабочих лабораторий: для японских компаний это по-прежнему редкость. Пустили. Но без фотокамер.

Предмет нашего разговора – зимние шины. Поскольку в Японии применение шипованных покрышек запрещено, местные шинные компании делают ставку на зимние шины без шипов, которые за Уралом обычно называют «липучками»: мол, они прилипают ко льду. Иногда можно услышать, что резина даже пропитана специальным клеем. На самом деле никакого клея нет. Но есть мягкая протекторная резина с микропорами, которая, как губка, собирает воду с поверхности льда, повышая тем самым коэффициент сцепления шин со скользкой поверхностью.

Ездить на «леворуком» Мерседесе по Токио — особый шик

И Yokohama, и Bridgestone, и Toyo работают с пористой резиной более десяти лет – и каждая из компаний накопила собственный опыт.

– У наших шин поры имеют форму раковин, Bridgestone делает ставку на трубчатые каналы, а Toyo использует резину с вкраплениями твердых микрочастиц, – поясняет инженер из отдела разработок зимних шин компании Yokohama. И ожидаемо добавляет: «Мы считаем, что наши раковины работают лучше».

Возможно. Во всяком случае именно материалам японские шинники уделяют основное внимание.

– Эластичность резины сильно зависит от температуры, поэтому мы проводим испытания резины на разрыв в специальной камере, где можно создать температуру от минус тридцати до плюс ста пятидесяти градусов Цельсия. Для таких тестов мы специально варим полоски резины определенной формы. И только затем испытываем сами шины, причем теперь мы можем тут же, в стенах лаборатории, тестировать их на льду: у нас есть беговой барабан диаметром три метра, а его внут­ренняя поверхность покрывается льдом.

А рикши — это скорее для туристов

Любопытно, что здесь могут сымитировать как финский лед, так и лед на острове Хоккайдо или в Новой Зеландии. На барабан намораживается ледяная корка из воды с разным электрическим сопротивлением – от него напрямую зависят интересующие шинников физические свойства льда.

Спрашиваю, как здесь проверяют герметичность шин.

– Накачиваем и наблюдаем за изменением давления через месяц, через два…

Отлично! Похоже, мне наконец-то попался специалист, который сможет аргументированно рассказать о том, стоит ли накачивать шины азотом. Тем более что апологеты азота уверяют, что так шины лучше держат давление.

На гладких шинах-сликах можно ездить — именно ездить, а не елозить! — по льду! Если, конечно, они сварены из пористой зимней резины, разработаной для протектора зимних шин Yokohama IG30

Но большинство японцев передвигается на метро или велосипедах — даже с двумя детьми

0 / 0

Интересно, что накачивать шины азотом вовсю предлагают и в Японии, и стоит это около 500 иен за колесо (чуть меньше 200 рублей). Специалисты компании Yokohama провели специальные исследования этой темы. Брали одинаковые шины, накачивали их воздухом и азотом – и помещали в камеру с водой. Затем анализировали количество и химический состав пузырьков газа, которые поднимались с поверхности шин вследствие диффузии, ведь любая шина пропускает воздух в малых количествах. И выяснилось, что шины с азотом теряют давление точно так же, как с воздухом. Но оказалось, что в пузырьках газа из шин, накачанных воздухом, практически нет кислорода. А это значит, что по мере того, как воздух пробирался через слои резины, все молекулы кислорода ушли на окисление материалов резины и металлокорда. Это подтвердил и последующий химический анализ резины: в шинах с обычным воздухом были обнаружены разрывы ряда молекулярных цепочек, от которых напрямую зависит и эластичность резины, и свойства качения шин. «Впрочем, – улыбается мой собеседник, – эти изменения настолько незначительны, что эффект от накачки легковых шин азотом ­ничтожен». И добавляет, что для грузовых шин он бы уже азот рекомендовал: потери от ухудшения эластичности у грузовых шин заметнее – азот эти потери уменьшает.

А это что за разделочный цех? Четверо мужчин с энтузиазмом режут шины, причем под нож идут и Yokohama, и Bridgestone, и Michelin… В буквальном смысле обычными ножами они разделываются с протектором, как повар с картошкой. Нет, все же деликатнее – как с тунцом: освобождают «косточки» металлокорда от резиновой «мякоти» и все это отдают для анализа материалов. Нормальный такой промышленный шпионаж или, скажем помягче, бенчмаркинг. А в углу лежат изрядно потертые слики Yokohama, в которые обувают гоночные автомобили серии WTCC, – они тоже ждут «вскрытия».

Шины разных типов на заснеженном треке Tokachi Speedway мы сравнивали на автомобилях Mazda Axela. На первый взгляд, обычная Mazda 3, но с увеличенным клиренсом и шильдиком «4WD» — полноприводная!

Я, конечно, тут же спросил, как пройти к разработчикам спортивных шин, но на сей раз получил отлуп. Очень, говорят, секретный отдел…

А вот на трек пустили, и даже без ограничений по фотосъемке. Правда, на этот раз им оказался не главный испытательный полигон на острове Хоккайдо (АР №17, 2010), а… обычный крытый каток! Не улыбайтесь: этим занимаются чуть ли не все производители шин, включая Nokian! Случайно или нет, но на этот раз каток был в городе Иокогаме. На этом совпадения закончились – и начались вещи совсем необычные. По льду катка мне предложили поездить на сликах – шинах с абсолютно гладким протектором, но сделанным из той же пористой резины, что и протектор зимних шин Yokohama IG 30 (АР №21, 2008). Я бы и сам не поверил, если бы не сравнил эти слики с обычными летними шинами. «Обутый» в слики Auris я вел гораздо увереннее, а на шинах с летним протектором Advan Sport – еле-еле. А у некоторых коллег получалось от борта к борту хоккейного поля! Спасибо, что организаторы предусмотрительно подстраховали борта деревянными щитами, в которые автомобиль утыкался колесами.

Въезд на территорию завода Yokohama. Вместо огромных ворот с логотипом компании лишь пара шин. По-японски рационально…

Под действием ультрафиолетовых лучей резина стареет и теряет свои свойства. Этот «солярий» на крыше исследовательского центра компании Yokohama помогает оценить пагубное воздействие солнца на шины и на образцы резины

0 / 0

Но других чудес не было: увереннее всего по льду едешь на шипованных шинах, и, как бы ни сильны были японцы по части изобретения все новых сортов «микропорки», механический зацеп шипов со льдом все равно надежнее.

Жаль, что на катке мне не показали что-нибудь из новинок: основой зимнего ассортимента по-прежнему останутся нешипованные шины Yokohama IG30 и шипованные IG35 (АР №18, 2010). А главная новость в том, что у нас начнут продавать шины Yokohama с клеймом «Made in Russia»: в Липецкой области уже построен и начинает работать завод компании Yokohama. Первое время там будут выпускать зимние шины IG35 и летние C.drive2, затем ассортимент расширится, а в 2013 году завод выйдет на плановую мощность – 1,4 млн покрышек в год.

А чтобы поездить по снегу­, мы все же отправились на остров Хоккайдо, но не на полигон, а на гоночный трек Tokachi Speedway. Вообще-то трек асфальтовый – для летних авто- и мотогонок, зимой он закрыт, но на одном участке для нас все же организовали трассу с укатанным снегом. Программа была практически той же, что и на катке, похожи и выводы. Пористая зимняя резина – даже без рисунка протектора – позволяет сохранить контроль над автомобилем не только на льду, но и на снегу. Укатанном снегу. На рыхлом же покрытии слики, конечно, беспомощны. 


Автоспорт? Электроспорт!

На переднем плане — электрическая «формула» EV Sports Concept HER-02. Четыре литий-ионных аккумулятора Sanyo напряжением 385 В питают электродвигатель мощностью 200 кВт. Запаса батарей хватает на 20 минут езды в гоночном режиме. А если перейти от гонок к экоралли, то на одной зарядке можно проехать 400 км

На треке Tokachi по снегу мчит Mitsubishi EVO X, «обутый» в шины Yokohama IG35. Мастер-класс проводит Фумио Нутахара, известный японский гонщик, много лет выступающий в чемпионате мира по ралли при поддержке компании Yokohama.

– Как, Нутахара-сан, тяжело на «гражданских» шипах?

– Я давно привык: в японском чемпионате по ралли мы ездим зимой вообще без шипов, в Японии они запрещены даже на спортивных машинах… Точнее, ездили, – грустно поправляется Нутахара, – сейчас в местном чемпионате нет зимних этапов.

Вместе с рычащей Эволюцией по заснеженной трассе бесшумно наматывает круги элегантная «формула». Это электромобиль EV Sports Concept HER-02. За рулем Икуо Ханава: на этой машине он уже дважды выступал в знаменитом подъеме на холм Pikes Peak. В этом году его результат – 12 минут 20 секунд. От победителя, своего соотечественника Нобихиро Таджимы, который выступал на 900-сильном прототипе Suzuki SX4, Ханава отстал менее чем на две с половиной минуты. Электрокары догоняют!

Любопытно, что участие компании Yokohama в проекте электрической «формулы» не ограничивается шинами – дизайн кузова также разработан в ее стенах.


Крупнейший на острове

Здесь же, на Хоккайдо, есть полигон другой японской компании – Bridgestone. Он самый крупный на острове из четырех шинных полигонов компаний-конкурентов. Что неудивительно: под маркой Bridgestone в Японии продается каждая третья шина. Общая площадь полигона – 237 га, на холмах – полный набор трасс для испытаний шин на снегу и на льду. Есть даже свой крытый трек с ледяным покрытием, позволяющий проводить испытания в любую погоду.

И здесь тоже слики! Ребята, вы что, сговорились? Bridgestone предлагает сравнить на льду слики из пористой резины Multicell Comp`d GZ с микро-BITE-частицами (АР №21, 2010), знакомой по шинам Blizzak Revo GZ, с обычными летними шинами. Сравнили – тормозной путь автомобиля со скорости 30 км/ч на сликах почти в два раза меньше.

А теперь – на открытый лед. Два автомобиля Nissan Teana – один на шинах Bridgestone Blizzak Revo GZ, на другом – Yokohama IG30. Вот это уже интереснее! Несколько торможений с 40 км/ч на мерном участке и… на глаз – практически одинаковые результаты.

– А у вас нет замечательного прибора VBox Mini? – наивно спрашиваю я, прекрасно зная, что такой прибор (или аналог) на шинном полигоне быть просто обязан, но будучи почти уверен, что мне его не дадут. Хотя…

Гладкий лед — основное покрытие, для которого готовят свои зимние шины японские производители. На таком «катке» Bridgestone Blizzak Revo GZ работают очень хорошо. Но шипы все же лучше…

Зоны торможения перед светофорами или турникетами оплаты на автомагистралях зачастую представляют собой отполированный до блеска лед: на Хоккайдо все ездят на зимних шинах, но без шипов. В наиболее опасных местах снизить аварийность помогает асфальт с подогревом

0 / 0

Через полчаса я уже крепил прибор на лобовом стекле Теаны – сейчас выясню точно! Не судьба. Проблема с количеством спутников, которые «видит» VBox, работающий как высокоточный GPS-приемник, существует не только на Дмитровском автополигоне. Сколько я ни бился – на экране была надпись «Low Satellites», указывающая на недостаточное количество спутников. Виноват рельеф и деревья вокруг ледовых треков. Что ж, оставим выяснение истины до наших собственных тестов нешипованных шин, которые мы планируем провести уже этой зимой.

А вот результаты испытаний шипованных шин, в числе которых были и покрышки Bridgestone Ice Cruiser 7000, опубликованы вАвторевю №18.

Авторевю

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.