Население Хорватии втрое меньше московского: 4,3 млн человек. А рынок новых автомобилей здесь и вовсе крошечный: в 2012 году продано всего 32 тысячи машин, причем лучше других расходятся Opel Astra и Volkswagen Polo. Но на дорогах – царство подержанных машин. Гольфы двух первых поколений (их даже собирали на заводе TAS в соседней Боснии), Мерседесы серии W124, Кадеты… Встречаются даже Жигули, Самары и Нивы. А вот Suzuki Jimny и Grand Vitara здесь в диковинку.
То ли дело Россия: за семь лет у нас продано более ста тысяч Витар третьего поколения! Ведь Grand Vitara – единственный на рынке кроссовер без рамы, но с постоянным полным приводом (распределение момента между передней и задней осью – 47:53), жесткой блокировкой межосевого дифференциала и понижающей передачей. Вкупе с неплохой «внедорожной» геометрией это позволяет штурмовать на Витаре серьезное бездорожье, а уж по грунтовкам вроде хорватских Vitara спокойно проезжает в штатном режиме трансмиссии. Плюс строгий и узнаваемый дизайн, симпатичный и просторный салон и неплохо настроенное шасси.
Но семь лет – тот возраст, в котором автомобили обычно отправляют в отставку. Однако вместо смены поколений японцы провели уже второй по счету фейслифтинг. Изменились решетка радиатора, бамперы и рисунок колес, появились иная обивка сидений и опционный навигатор Garmin. Единственная техническая обновка вызвана эхом скандала с «залипающими» педалями газа на автомобилях Toyota: если на ходу топнуть сразу по педалям газа и тормоза, то новая система Brake Override отдаст приоритет тормозам. Есть и другие мелочи: например, из российского списка опций исчез люк (слишком дорог и мало востребован), а кожаный салон теперь можно заказать не только для версии с двигателем 2.4, но и для «младшей» двухлитровой модели.
С Suzuki Jimny аналогичная ситуация: этот вездеходик вдвое старше Гранд Витары, но нынешняя модернизация для него тоже вторая. Рецепт такой же: новые бамперы, решетка радиатора и капот с фальшивым воздухозаборником, в салоне – новые материалы обивки и подголовники, а на заднем ряду наконец-то появились крепления Isofix.
Вот и все изменения. Как говорил известный мультяшный герой: «Маловато будет!»
Причем в бедности компанию Suzuki не упрекнешь – операционный доход автомобильного подразделения в первой половине нынешнего финансового года составил 900 млн долларов. Правда, зарабатывать нынче получается только в Азии и Индии: европейский рынок в упадке, а в США Suzuki и вовсе сворачивает продажи – крепнущая иена сделала поставки через океан невыгодными.
А еще у Suzuki скромные инженерные мощности. Сейчас большая часть ресурсов брошена на разработку кроссовера класса C+, прообразом которого стал парижский «концепт» S-Cross. Серийная машина дебютирует в Женеве, поступит в продажу к концу года и даст бой таким кроссоверам, как Nissan Qashqai и Mitsubishi ASX. Следом должны появиться Suzuki SX4 и Swift новых поколений, а также еще две модели. А вот Grand Vitara и Jimny ждут замены не раньше 2016 года.
Впрочем, спрос на обе машины есть, несмотря на их возраст. Ведь если не считать отечественную технику, то Suzuki Jimny – самый доступный среди настоящих вездеходов. Рамный, с короткими свесами, неразрезными мостами, подключаемым полным приводом и «понижайкой» – в грязи он легко даст фору более мощным и именитым внедорожникам! Но он тесный, весьма тряский и по асфальту может ездить только с задним приводом, ведь передок тут подключается жестко. А 85-сильный моторчик 1.3 слабоват: для более-менее активной езды его постоянно приходится крутить.
А еще Джимнику необходимы регулируемая рулевая колонка, современная аудиосистема, новый блок клавиш электростеклоподъемников (сейчас об него постоянно прикладываешься левой ногой) и система стабилизации – зимой «асфальтовый» задний привод вкупе с короткой базой может сыграть с водителем злую шутку.
Поэтому и продается Jimny вяло – всего около 1900 машин в прошлом году. Другое дело – Grand Vitara! Хотя и ей не помешали бы штатный CD-ресивер с разъемами Aux и USB, камера заднего вида или хотя бы парктроник. Неплохо бы и уменьшить аппетит: даже на трассе расход бензина у «топового» для России мотора 2.4 (169 л.с.) редко опускается ниже 10 л/100 км.
А еще обеим машинам в России нужен дизель! И если у Витары такой мотор есть (уже немолодая «четверка» Renault F9Q мощностью 129 л.с.), то Jimny лишился дизельной модификации два года назад одновременно с прекращением производства модели на испанском заводе Santana. Но даже дизельной Витары нам пока не видать – в Suzuki все еще боятся нашей солярки и искренне не понимают, как можно в одной части страны (Москва, Питер и окрестности) продавать качественное топливо, а в остальных регионах – губительную для современных дизелей «бодягу».
Но все это задел на будущее. А пока – машины с измененными бамперами уже в автосалонах.